город Иркутск |
|
19 февраля 2020 г. |
Дело N А19-3644/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Перетолчиной Ю.А. (доверенность от 15.11.2019, диплом), Белякова Константина Николаевича - Беляева В.А. (доверенность от 14.01.2019, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-3644/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
Беляков Константин Николаевич обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения от 05.12.2018 N 1388/18 и предписания от 05.12.2018 N 306/18 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство администрации Шелеховского муниципального района (далее - Администрация) о вступлении в дело в качестве соистца с аналогичным требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, рекламная конструкция, установленная Беляковым К.Н., не соответствовала условиям документации по закупке, договора на размещение рекламной конструкции и Схеме размещения рекламных конструкций на территории Шелеховского района от 20.10.2014 N 1067-па, поскольку вместо предусмотренной двухсторонней конструкции 3х6 м установлена односторонняя 3х12 м; Администрация дала необоснованное преимущество Белякову К.Н., позволив использовать несоответствующую по характеристикам рекламную конструкцию, и ограничив конкуренцию на соответствующем рынке, поскольку все иные хозяйствующие субъекты размещают рекламные конструкции в соответствии с утверждённой схемой; внесение изменений в Схему не может считаться исполнением предписания антимонопольного органа.
В отзыве на кассационную жалобу Беляков К.Н. считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Администрация своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Иркутского УФАС России и Белякова К.Н., в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление администрации Шелеховского городского поселения о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при размещении рекламных конструкций.
Антимонопольным органом установлено, что на территории г. Шелехова незаконно установлена рекламная конструкция Т-образного типа по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома N 19 (6 квартал).
Согласно Схеме размещения рекламных конструкций на территории Шелеховского района от 20.10.2014 N 1067-па (в редакции постановления от 28.12.2015 N 859-па) (далее - Схема) по указанному адресу должна быть размещена рекламная конструкция (2-стороннняя, общая площадь информационного поля 36 кв. м, размером 3000х6000х330). В ходе выездной проверки установлено, что по данному адресу размещена односторонняя рекламная конструкция размером 3000x12000x330, площадь информационного поля 36 кв. м, рекламный баннер расположен на одной стороне, так как вторая сторона рекламной конструкции обращена в сторону жилого дома и не просматривается.
На основании постановления N 223-ПА Администрацией проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома N 19 (6 квартал). Тип, вид рекламной конструкции указан - отдельно стоящая двухсторонняя рекламная конструкция, с размером информационного поля 3x6 м (общая площадь информационных полей - 36 кв. м). Победителем открытого аукциона признан Беляков К.Н.
25.10.2016 между Беляковым К.Н. и Администрацией заключен договор N 57 на установку и размещение рекламных конструкций на территории г. Шелехова, в том числе рекламной конструкции размером информационного поля 3x6 м (общая площадь информационных полей - 36 кв. м) по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома 19 (6 квартал); срок действия договора до 24.10.2021.
13.07.2017 Администрацией вынесено постановление N 321-па о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Антимонопольный орган посчитал, что рекламная конструкция, установленная по адресу г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома 19 (6 квартал), не соответствует требованиям, указанным в договоре, в постановлении N 321-па и Схеме.
Антимонопольный орган признал, что бездействие Администрации, выразившееся в отсутствии контроля за соблюдением правил по установке рекламной конструкции и в непринятии мер по демонтажу рекламной конструкции, не соответствующей требованиям, указанным в Постановлении, документации об аукционе, договоре и Схеме, эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, Беляковым К.Н. по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома 19 (6 квартал), в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В этой связи антимонопольным органом выдано Администрации предупреждение от 20.04.2018 N 31/18 о прекращении бездействия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства.
24.05.2018 Администрация, рассмотрев предупреждение, сообщила, что Белякову К.Н. выдано предписание от 15.05.2018 N 2240/2018исх о демонтаже рекламной конструкции в течении месяца с момента его получения.
В указанный в предписании срок спорная рекламная конструкция не была демонтирована. Беляковым К.Н. в адрес администрации направлено письмо от 15.06.2018 о несогласии с доводами, на основании которых выдано предписание о демонтаже.
В дальнейшем Администрация отозвала выданное Белякову К.Н. предписание.
На основании изложенного антимонопольным органом возбуждено дело N 1-00-63/38-18в отношении Администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Иркутское УФАС России посчитало, что Администрация, отозвав предписание о демонтаже указанной рекламной конструкции, должным образом не реализовала свои обязанности по устранению нарушений законодательства. Орган местного самоуправления, утвердив Схему, обязан обеспечивать надлежащий контроль за установкой рекламных конструкций и не допускать пренебрежительного отношения к своим обязанностям. В противном случае создается ситуация, когда хозяйствующий субъект по своему усмотрению меняет тип рекламной конструкции, на который он в добровольном порядке согласился. Так как рекламная конструкция по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома 19 (6 квартал) не соответствует параметрам, указанным в Схеме, документации об аукционе (извещение N 160916/10627442/01), договоре N 57 от 25.10.2016, соответственно, данная конструкция является незаконно установленной.
Решением Иркутского УФАС России от 05.12.2018 N 1388/18 Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в отсутствии контроля за соблюдением по адресу: г. Шелехов, Центральный, напротив дома 19 (6 квартал) по установке рекламной конструкции и в непринятии мер по демонтажу рекламной конструкции, которая не соответствует параметрам указанным в Схеме, документации об аукционе, эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Предписанием от 05.12.2018 N 306/18 Администрации предписано устранить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем приведения рекламной конструкции в соответствие со Схемой и в соответствие с заключенным с Беляковым К.Н. договором N 57 на места для установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории г. Шелехова от 25.10.2018, в срок в течение 30 дней с момента получения указанного предписания.
Беляков К.Н. и Администрация обратились в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (часть 5). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1.). Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (часть 5.8.). Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9). Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).
Судами установлено, что рекламная конструкция была установлена Беляковым К.Н. по результатам проведения открытого аукциона, на основании договора на установку и размещение рекламных конструкций на территории г. Шелехова, при наличии разрешения Администрации на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Схема размещения рекламных конструкций на территории Шелеховского района, утвержденная постановлением Администрации от 20.10.2014 N 1067-па (в редакции постановления от 28.12.2015 N 859-па) включает в себя текстовую часть с указанием адреса установки рекламной конструкции и графическую часть с указанием месторасположения рекламной конструкции на карте и технических характеристик - размер рекламной конструкции в соответствии с ГОСТ 52044-2003 3х6, общая площадь информационного поля - 36 кв. м, вид рекламной конструкции - двусторонняя, количество - 1.
Разрешение 13.07.2017 было выдано на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа билборд на срок до 24.10.2021, общая площадь информационного поля составляет 36 кв. м.
Фактически, как установлено антимонопольным органом, Беляковым К.Н. размещена односторонняя рекламная конструкция размером 3000x12000x330, площадь информационного поля 36 кв. м, рекламный баннер расположен на одной стороне, из-за близко расположенных домов и многолетних зеленых насаждений.
Доводы антимонопольного органа о том, что установленная Беляковым К.Н. рекламная конструкция не соответствовала условиям документации по закупке, заключенного с Администрацией договора на размещение рекламной конструкции и Схеме размещения рекламных конструкций на территории Шелеховского района от 20.10.2014 N 1067-па, были рассмотрены судебными инстанциями и отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003) конструкция Т-образного типа: Отдельно стоящая рекламная конструкция, имеющая информационное поле (поля), расположенное с обеих сторон от центральной вертикальной оси ее опоры (пункт 3.19.). Информационное поле рекламной конструкции: Конструктивная часть рекламной конструкции, предназначенная для размещения рекламы и (или) социальной рекламы, включая элементы обрамления данной части (пункт 3.20.).
Судами установлено, что фактически рассматриваемая рекламная конструкция представляет собой отдельно стоящую конструкцию Т-образной формы, имеющую два информационных поля размером 3x6 м каждое (две стороны расположены в одной плоскости), по обе стороны от центральной оси (фактически левая и правая сторона), общая площадь информационного поля составляет 36 кв. м, что, как сочли суды, не противоречит требованиям ГОСТа Р 52044-2003, а также Схеме, условиям документации об аукционе, заключенному договору и выданному разрешению на ее установку, поскольку количество информационных полей и их площадь, вопреки утверждению антимонопольного органа, не изменены.
Согласно проекту рекламной конструкции, разработанному ООО "СтройКонструкция", с отметкой о согласовании проекта начальником отдела градостроительной деятельности администрации Шелеховского городского поселения, схема рекламного щита Т-образного формата, размером 3х12, имеет две стороны (информационные поля) размером 3x6 м, каждое из которых расположено в одной плоскости по обе стороны от центральной оси.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района от 26.06.2019 N 416-ПА внесены изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории Шелеховского района, утвержденную постановлением администрации Шелеховского муниципального района от 20.10.2014 N 1067-па, отдельные строки приложения 1 изложены в новой редакции, в частности, уточнено, что рекламная конструкция по адресу: г. Шелехов, пр. Центральный, напротив дома N 19 (6 квартал), состоит из двух полей, размер каждого из которых составляет 3x6 м. Указанное изменение согласовано с администрацией Шелеховского городского поселения письмом от 24.06.2019 N 2857/19. Приложением 3 уточнен внешний вид спорной рекламной конструкции (рекламный щит - Т-образный).
При таких обстоятельствах суды мотивированно признали оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителей.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-3644/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (часть 5). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1.). Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (часть 5.8.). Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9). Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).
...
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003) конструкция Т-образного типа: Отдельно стоящая рекламная конструкция, имеющая информационное поле (поля), расположенное с обеих сторон от центральной вертикальной оси ее опоры (пункт 3.19.). Информационное поле рекламной конструкции: Конструктивная часть рекламной конструкции, предназначенная для размещения рекламы и (или) социальной рекламы, включая элементы обрамления данной части (пункт 3.20.)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. N Ф02-295/20 по делу N А19-3644/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4973/20
05.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5209/19
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-295/20
31.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5209/19
11.07.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3644/19