город Иркутск |
|
19 февраля 2020 г. |
Дело N А19-7115/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" Рузавиной З.В. (доверенность от 29.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2019 года по делу N А19-7115/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (ОГРН 1133801002521, ИНН 3801125046, г. Ангарск Иркутской области; далее - ООО "АЖК", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 1 предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба, административный орган) от 26.12.2018 N 2118/18.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "АЖК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 N 75-мпр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области" (далее - Приказ N 75-мпр), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что МКД N 15 оборудован лифтами и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, поэтому правильно применялся норматив 2, 41 кВт.ч в месяц на 1кв.м; суды не дали оценку представленным обществом доказательствам потребления лифтовым хозяйством электроэнергии в количестве применяемого норматива, кроме того, дом оборудован дверными запирающими устройствами, электронными приборами учета, осветительными установками, телекоммуникационным оборудованием, потребляющим электроэнергию; суды неверно приняли во внимание информацию Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 27.11.2017, не являющуюся официальными разъяснениями и не опубликованную в средствах массовой информации; Приказ N 75-мпр в редакции от 11.04.2018 устанавливает минимальный норматив потребления электрической энергии в целях содержания общедомового имущества именно для каждого МКД с определенным содержанием энергопотребляющего оборудования; Правила N 491 не подлежат применению, поскольку норматив был утвержден; применение обществом норматива 0, 72 кВт.ч в месяц на 1кв.м повлечет для него обязанность оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды на счет собственных средств.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Служба своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО "АЖК" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.11.2018 N 2118срп Службой проведена внеплановая документарная и выездная проверка по лицензионному контролю в части нарушения правил содержания общего имущества при начислении платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 15 (далее - МКД N 15), расположенном по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 29, кв. 20, в период с января 2017 года по октябрь 2018 года в отношении ООО "АЖК" с целью проверки информации, содержащейся в обращении собственника указанного жилого помещения.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что МКД N 15 имеет девять этажей, 4 подъезда; подключен к централизованным сетям холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; оборудован осветительными установками, установленными в подъездах, подвалах и наружным освещением на фасаде дома, насосами, общедомовыми приборами учета электроэнергии, теплоэнергии, холодной воды. Исходя из технических характеристик и оборудования МКД N 15 следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают потребление коммунального ресурса по электрической энергии в целях содержания общего имущества.
При расчете платы собственникам помещений МКД N 15 за потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества управляющая организация применяет с 01.06.2017 по 31.05.2018 норматив 2, 41 кВт.ч в месяц на 1 кв. м. Данный норматив в соответствии с Приказом N 75-мпр в редакции, действовавшей до 11.04.2018, применяется для МКД, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Фактически в МКД N 15 имеются только дверные запирающие устройства, электронные приборы учета, осветительные установки, телекоммуникационное оборудование, насосы, лифты, следовательно, примененный норматив не соответствует действующему законодательству.
Поскольку в Приказе N 75-мпр в редакции, действовавшей до 11.04.2018, отсутствует норматив по электрической энергии для МКД, оборудованных осветительными установками, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн, электронными приборами учета коммунальных ресурсов, должен быть применен минимальный норматив, равный 0, 72 кВт.ч на 1 кв. м.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.12.2018 N 2118/18.
Согласно предписанию Службы от 26.12.2018 N 2118/18 обществу необходимо в срок до 09.04.2019 устранить выявленные нарушения Приказа N 75-мпр, пунктов 1, 2 части 1 статьи 36, части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 1 части 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), а именно: произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества МКД N 15 за период с 01.01.2018 по 28.04.2018 исходя из норматива 0,72 кВт.ч. в месяц на 1 кв. м; предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно платежные документы по МКД N 15 с выполненным перерасчетом платы, с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета за период с 01.01.2018 по 28.04.2018.
Распоряжением от 11.06.2019 N 184-ср в предписание от 26.12.2018 N 2118/18 внесены изменения в пункт 1 слова "по 28.04.2018" заменены словами "по 26.04.2018".
ООО "АЖК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что указанный ненормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1). Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.2).
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 37 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в год) и среднегодового коэффициента использования мощности.
В целях исполнения названных правил на территории Иркутской области Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Приказом N 75-мпр утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Приказа N 75-мпр (в редакции, действующей до 11.04.2018) нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения установлены в размере 2, 41 кВТ.ч в месяц на кв. м..
Согласно пункту 3 примечания к Приказу настоящие нормативы рассчитаны на основании расхода электрической энергии, потребленной осветительными установками, а также иным оборудованием, являющимся общим имуществом многоквартирного дома, которое предусмотрено в соответствующем пункте приведенной таблицы. Нормативы потребления, установленные в пунктах 1, 2 приведенной таблицы, рассчитаны также на основании расхода электрической энергии, потребленной дополнительным оборудованием.
Под дополнительным оборудованием понимаются системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования (пункт 2 примечания).
Оценив категорию МКД N 15 по акту проверки, суды установили, что данном доме 9 этажей, 4 подъезда, МКД оборудован дверными запирающими устройствами, электронными приборами учета, осветительными установками, телекоммуникационным оборудованием, лифтами, насосным оборудованием.
Система противопожарного оборудования и дымоудаления в доме отсутствует.
Сопоставив фактически имеющееся оборудование в указанном доме с содержанием пункта 2 категории МКД (нормативов), учитывая отсутствие в МКД N 15 систем противопожарного оборудования и дымоудаления, суды установили, что применение обществом в период с 01.01.2018 по 26.04.2018 тарифа по нормативу потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 2,41 кВт.ч. в месяц на 1 кв. м является неправомерным.
С 27.04.2018 вступил в силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.04.2018 N 60-мпр, которым внесены изменения в Приказ N 75-мпр и установлен норматив потребления электрической энергии в размере 2, 46 кВт.ч в месяц на кв. м. для МКД, оборудованных лифтами, осветительными установками, дверными запирающими устройствами, телекоммуникационным оборудованием, приборами учета коммунальных ресурсов, насосным оборудованием общей потребляемой мощностью до 0,5 кВт (пункт 14).
На основании изложенного суды мотивированно признали, что общество неправомерно в указанный период при исчислении потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяло норматив потребления в размере 2, 41 кВт.ч в месяц на кв. м.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу N А19-10292/2018 правильно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку по данному делу установлены иные фактические обстоятельства; в этом случае судами установлено наличие в МКД дополнительного (противопожарного) оборудования.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2019 года по делу N А19-7115/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. N Ф02-274/20 по делу N А19-7115/2019