город Иркутск |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А74-5234/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Прокопенко Валерия Александровича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 августа 2019 года по делу N А74-5234/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2019 года по тому же делу
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Прокопенко Валерию Александровичу о взыскании 1 688 484 рублей средств гранта.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2019 года, исковое заявление удовлетворено, с главы крестьянского фермерского хозяйства Прокопенко Валерия Александровича в пользу Министерства взыскано 1 688 484 рубля средств гранта и единовременной помощи, в доход федерального бюджета 29 885 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с судебными актами, глава КФХ обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части взыскания гранта в размере 731 000 рублей в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не было учтено, что несмотря на допущенные нарушения сроков использования средств гранта со стороны ответчика, остальные средства были потрачены в соответствии с программой поддержки начинающих фермеров Республики Хакасия, а Министерство в свою очередь не доказало наличие признаков нецелевого характера использования средств гранта.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.07.2015 между Министерством (грантодатель) и главой КФХ (грантополучатель) заключено соглашение N 106 с участником программы поддержки начинающих фермеров Республики Хакасия (далее - соглашение) о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 451 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000 рублей.
На основании подпунктов 4.2.1 и 4.2.2 соглашения фермер обязуется, в том числе, израсходовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет; зарегистрировать все активы, приобретенные за счет средств гранта и использовать их только в деятельности крестьянского (фермерского хозяйства) (пункт 4.2.3); при приобретении сельскохозяйственных животных: племенных животных приобретать только в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре; заключать и исполнять договоры по приобретению сельскохозяйственных животных у физических лиц (населения) с участием представителя Управления сельского хозяйства МО района; не приобретать сельскохозяйственных животных у близких родственников (пункт 4.2.4); не осуществлять в течение пяти лет со дня получения гранта дарение, продажу, передачу в аренду, пользование другими лицами, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного за счет гранта; предоставлять грантодателю отчет о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи по форме и в сроки, которые установлены настоящим соглашением (пункт 4.2.9); постоянно проживать или не позднее 18 месяцев с даты получения гранта и единовременной помощи переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту регистрации хозяйства (пункт 4.2.10); обеспечить достижение значения показателей результативности предоставления гранта: прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции - не менее 10 процентов в год в течение пяти лет со дня получения гранта.
В соответствии с пунктом 4.2.12 соглашения грантополучатель обязан вернуть предоставленные денежные средства в случаях:
- предоставления недостоверных сведений и (или) фальсифицированных документов, предоставленных на конкурсный отбор и (или) в отчете о целевом расходовании средства гранта и единовременной помощи;
- нецелевого использования средств гранта, единовременной помощи;
- неисполнения обязательств предусмотренных подпунктами 4.2.1 - 4.2.11 соглашения.
Планом расходов (приложением N 1 к соглашению) предусмотрено приобретение:
1) сельскохозяйственных животных: - ярка до 1 года - 100 голов, стоимостью 400 000 рублей, в том числе 356 000 рублей средства гранта; - баран племенной - 2 головы, стоимостью 14 000 рублей, в том числе 12 516 рублей средства гранта:
2) сельскохозяйственной техники: - трактор МТЗ 82-2, б/у, стоимостью 490 000 рублей, в том числе 440 912 рублей средства гранта; - косилка роторная, б/у, стоимостью 180 000 рублей, в том числе 161 968 рублей средства гранта; - пресс-подборщик, б/у, стоимостью 370 000 рублей, в том числе 332 933 рублей средства гранта; - грабли валковые, б/у, стоимостью 113 000 рублей, в том числе 101 680 рублей средства гранта; - погрузчик КУН, б/у, стоимостью 50 000 рублей, в том числе 44 991 рублей средства гранта.
Разделом 2 Плана расходов определено приобретение жилого дома, в том числе за счет единовременной помощи в размере 250 000 рублей, за счет собственных средств в сумме 28 000 рублей.
Формы отчета о целевом расходовании средств гранта, а также перечень документов, прилагаемых к нему согласованы в приложении N 2 к соглашению.
Средства гранта и единовременной помощи в общей сумме 1 707 000 рублей перечислены на счет Главы КФХ в полном объеме в июле 2015 года.
Глава КФХ представил в Министерство отчеты о целевом расходовании гранта и единовременной помощи по состоянию на 01.01.2016, 01.07.2016, 01.01.2017, 01.07.2017, 01.01.2018, из которых следовало, что средства гранта и единовременной помощи израсходованы в полном объеме.
На основании приказа N 144 от 23.09.2016 Министерством 27.09.2016 в присутствии Главы КФХ проведена выездная проверка в целях осуществления контроля за исполнением обязательств, предусмотренных соглашением, установлено, что приобретенная с использованием средств гранта техника и оборудование не соответствует техническим параметрам работоспособности (камера прессования пресс-подборщика имеет сквозные участки пробитые ржавчиной; погрузчик требует восстановления и не использовался в текущем сезоне), трактор не поставлен на учет в органах Гостехнадзора.
По результатам проверки составлен акт N 7 от 03.10.2016, согласно которому Министерство потребовало осуществить постановку на учет в органе Гостехнадзора Республики Хакасия самоходной техники трактора МТЗ 82-2, предоставить копию паспорта самоходной машины, подтверждающего право собственности на данный вид техники. Глава КФХ с актом ознакомлен 06.04.2017.
Министерством в присутствии Главы КФХ 12.04.2017 проведена повторная выездная проверка ответчика, по результатам которой составлен акт N 1 от 12.04.2017. В акте отражено, что Глава КФХ нарушения, выявленные в ходе проверки 27.09.2016, не устранил. Глава КФХ ознакомлен с актом 12.04.2017.
Министерство направило в ОМВД России по Алтайскому району заявление от 17.05.2017 о проведении доследственной проверки в отношении Главы КФХ.
Постановлением СО ОМВД России по Алтайскому району от 23.06.2017 в возбуждении уголовного дела в отношении Главы КФХ отказано (т. 2, л.д. 2). Как следует из постановления, в ходе доследственной проверки установлено, что фактически за жилой дом передано денежных средств в сумме 150 000 рублей, дом оформлен на дочь - Леонтьеву А.В. и впоследствии приобретен у нее по договору купли-продажи за 278 000 рублей; по договору поставки сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 1 203 000 рублей, заключенному 30.12.2015 с Главой КФХ Фотиади А.А., техника и денежные средства не передавались, фактически Главой КФХ приобретен весной 2016 года у Фотиади А.А. только пресс-подборщик за 250 000 рублей; косилка сегментная приобретена в с. Березовское Красноярского края у неизвестного лица, погрузчик КУН приобретен в с. Знаменское за 32 000 рублей; на средства гранта приобретен автомобиль Исузу (280 000 рублей), проведен ремонт жилого дома (100 000 рублей); денежные средства в сумме 500 000 рублей переданы сыну для занятия им предпринимательской деятельностью.
Министерство, указывая на представление с отчетами недостоверных сведений о расходовании средств гранта и неисполнение обязательств соглашения, потребовало Главу КФХ вернуть в течение 30 дней со дня получения требования бюджетные средства гранта в сумме 1 451 000 рублей, единовременной помощи в сумме 250 000 рублей.
Поскольку требование о возврате бюджетных средств ответчик не исполнил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для взыскания с главы КФХ гранта и единовременной помощи в общем размере 1 688 484 рублей.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты законными и обоснованными в силу следующего.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 год в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 N 607, в редакции, действующей на дату заключения соглашения (далее - Порядок N 607) государственная поддержка на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь на бытовое обустройство) предоставляется в рамках реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (с последующими изменениями).
Главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство является Минсельхозпрод Республики Хакасия (пункт 1.3 Порядка N 607).
В соответствии с пунктами 1.4, 1.7 Порядка N 607 гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Республики Хакасия крестьянского (фермерского) хозяйства, включая: приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Единовременная помощь на бытовое обустройство предоставляется в целях: приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения.
Пунктом 2.3 Порядка N 607 определены условия предоставления грантов, к которым относится, в том числе: обязательство использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременную помощь на бытовое обустройство в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет, а также использовать имущество, закупаемое за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 5 Порядка N 607 в случае выявления факта нарушений получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство условий, предусмотренных подразделом 2 настоящего Порядка, получатель гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство уведомляется в письменной форме о возврате бюджетных средств и обязан в срок не позднее 30 дней с момента получения уведомления вернуть полученные средства в республиканский бюджет в полном объеме.
В случае невозврата бюджетных средств в указанные сроки и (или) в указанном размере взыскание бюджетных средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, согласно отчетам Главы КФХ по состоянию на 01.01.2016, 01.07.2016, 01.01.2017 израсходовано средств гранта в сумме 1 082 484 рубля, 250 000 рублей единовременной помощи, остаток средств гранта составил 368 516 рублей; по состоянию на 01.07.2017 израсходовано средств гранта на сумму 1 451 000 рублей, то есть в полном объеме.
Руководствуясь указанными нормами, принимая во внимание условия заключенного соглашения, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в нарушение условий соглашения Главой КФХ в подтверждение приобретения на общую сумму 1 203 000 рублей, из них 1 082 484 рублей средства гранта, вышеуказанной техники и инвентаря не приложены к отчету: паспорт на трактор МТЗ 82.2, 2008 года выпуска с отметкой о постановке на учет, документы, подтверждающие их оплату и приобретение у КФХ, ИП (счет и (или) счет-фактура, товарная накладная, платежные документы, подтверждающие оплату наличными денежными средствами - квитанция к приходному кассовому ордеру); фактически были приобретены пресс-подборщик, косилка сегментная, погрузчик КУН на меньшую сумму, чем предусмотрено соглашением и указано в отчетах. Также к отчетам приложены недостоверные сведения о стоимости дома; часть бюджетных средств использованы не на цели, предусмотренные соглашением (приобретение автомобиля, передача средств сыну). Судами установлено, что приобретение другого трактора - МТЗ-82 1998 года выпуска по цене 570 000 рублей, а также приобретение ярок в количестве 100 голов по цене 400 000 рублей за одну голову по договору купли-продажи от 20.02.2017 N 1, заключенному с главой КФХ Обуховой Е.И., осуществлено за пределами срока, установленного пунктом 4.2.2 соглашения.
Суды, исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств, учитывая несоблюдение условий предоставления гранта, предусмотренных соглашением, а также предоставление ответчиком недостоверных сведений в отчетах о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи, пришли к правильному выводу о наличии оснований для возврата полученных средств в соответствующий бюджет.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
При этом судами правильно отмечено, что в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не является единственным основанием для ответственности в виде их возврата. Правовыми и фактическими основаниями для возврата средств гранта и единовременной помощи в бюджет являются также установленные в ходе проверки факты несоблюдения ответчиком условий предоставления гранта и единовременной помощи, недостоверности сведений в отчетах о целевом расходовании средства гранта и единовременной помощи.
Доводы заявителя жалобы, оспаривающие указанные выводы судов о возврате полученных средств, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 августа 2019 года по делу N А74-5234/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 год в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 N 607, в редакции, действующей на дату заключения соглашения (далее - Порядок N 607) государственная поддержка на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь на бытовое обустройство) предоставляется в рамках реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (с последующими изменениями).
...
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
При этом судами правильно отмечено, что в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не является единственным основанием для ответственности в виде их возврата. Правовыми и фактическими основаниями для возврата средств гранта и единовременной помощи в бюджет являются также установленные в ходе проверки факты несоблюдения ответчиком условий предоставления гранта и единовременной помощи, недостоверности сведений в отчетах о целевом расходовании средства гранта и единовременной помощи."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2020 г. N Ф02-331/20 по делу N А74-5234/2019