город Иркутск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А58-6117/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года по делу N А58-6117/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2019 года по тому же делу,
установил:
Наслежная администрация муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (ИНН 1431009313, ОГРН 1061431000850, далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) о признании недействительными пункта 3 представления от 12.04.2019 N 17/16-1-19/597 и пунктов 1 и 2 приказа от 16.04.2019 N 01-04/0530 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2019 года, требования администрации удовлетворены частично: признаны недействительными пункт 3 представления от 12.04.2019 N 17/16-1-19/597 о возврате остатков межбюджетных трансфертов в размере 711 772 рублей 86 копеек, а также пункты 1 и 2 приказа от 16.04.2019 N 01-04/0530 о бесспорном взыскании субсидии в размере 711 772 рублей 86 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем возврата в бюджет соответствующего муниципального образования денежных средств в указанной выше сумме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку результат, в целях достижения которого выделена субсидия, не достигнут (ремонт ограждений стоимостью 234 282 рублей 90 копеек не сделан), предоставленные денежные средства подлежат возврату. При этом судами не учтено, что документы о сложной паводковой ситуации были представлены только при рассмотрении дела.
Кроме того, министерство полагает, что работы по объекту "Строительство летней эстакады" выполнены на земельном участке, не принадлежащем муниципальному образованию, в связи с чем, не могут быть признаны целевым использованием средств субсидии.
Также министерство выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что оплата невыполненных работ по ремонту зрительного зала ЦК "Баргарыы" на сумму 377 366 рублей и благоустройству мест захоронения на сумму 55 113 рублей не подлежит квалификации в качестве нецелевого расходования средств субсидии.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила ее доводы, просила отставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.2 л.д.151, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, на основании соглашения от 24.05.2017 N 102 о предоставлении субсидии на софинансирование работ, предусмотренных трехлетним планом благоустройства территории населенных пунктов (далее - соглашение от 24.05.2017), администрация получила в 2017 году 3 390 896 рублей 14 копеек.
При этом не достижение муниципальным образованием значений показателей результативности, указанных в приложении N 1 к настоящему соглашению, если соответствующие изменения не оформлены Дополнительным соглашением, влечет бесспорное взыскание суммы средств, и (или) приостановление (сокращение) предоставления субсидий (пункт 4.4 соглашения от 24.05.2017).
Решение о возврате средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не принимается, если условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы (пункт 4.7 соглашения от 24.05.2017).
Дополнительным соглашением от 20.12.2017 N 162/1 к соглашению от 24.05.2017 администрации на 2018 год выделены дополнительные средства и утвержден перечень мероприятий (в том числе строительство летней эстрады по ул. Школьная с. Чапаево).
Также в 2018 году на основании соглашения от 30.05.2018 N 406 муниципальному образованию предоставлена субсидия на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (в том числе на благоустройство мест захоронения в сумме 55 113 рублей и на ремонт зрительного зала ЦК "Баргарыы" в сумме 377 366 рублей).
Указанные субсидии представлены местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
По результатам проведенной выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджетов муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия), муниципальных образований Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период 2017-2018 годы, министерством в отношении администрации составлен акт от 11.02.2019, в котором установлены следующие нарушения:
- перечисление средств в сумме 10 750 рублей за установку уличного светильника по ул. Советской (объект "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов"), что не было предусмотрено соглашением от 24.05.2017;
- расходование субсидии в сумме 477 488 рублей 96 копеек на оплату работ по объекту "Строительство летней эстрады" на земельном участке, не принадлежащем муниципальному образованию "Октемский наслег";
- непроведение работ на сумму 234 283 рубля 90 копеек по ремонту ограждений 16 жилых домов малоимущих граждан;
- оплата фактически невыполненных работ на сумму 55 113 рублей по обустройству мест захоронения в с. Чапаево;
- оплата фактически невыполненных работ на сумму 377 366 рублей по ремонту зрительного зала здания МУ ЦК "Баргарыы" с оборудованием технических помещений.
12.04.2019 министерством вынесено представление N 17/16-1-19/597, которым (пункт 3) предложено бесспорно взыскать указанные выше суммы средств субсидий за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
16.04.2019 министерством вынесен приказ N 01-04/0530 о бесспорном взыскании спорных сумм.
Администрация, не согласившись с представлением и приказом, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды согласились с законностью рассматриваемых представления и приказа в части эпизодов оплаты установки уличного светильника по ул. Советской, а также обустройства мест захоронения с. Чапаево и ремонта зрительного зала ЦК "Баргарыы". При этом суд апелляционной инстанции отметил, что последние два эпизода указывают на недостижение показателей результативности целей представления субсидии, что также является основанием для применения мер бюджетного принуждения.
Признавая представление и приказ незаконными по остальным эпизодам, суды пришли к выводу, что строительство летней эстрады на земельном участке, предоставленном муниципальному образовательному учреждению, не подтверждает факт нецелевого использования средств субсидии, поскольку собственником земельного участка является муниципальное образование, а территория является общедоступной, используется как в образовательных, так и публичных целях. По эпизоду отсутствия расходования средств на ограждение жилых домов малоимущих граждан суды учли дату фактического поступления средств субсидии (06.02.2018) и сложную паводковую ситуацию в с. Октемцы в 2018 году как обстоятельство непреодолимой силы.
Проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Исходя из того, что летняя эстрадная площадка возведена администрацией на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности и переданном на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному бюджетному образовательному учреждению, при этом соответствующая территория является наиболее посещаемой и общедоступной территорией населенного пункта, используется в образовательной деятельности с целью публичных выступлений на летней эстраде, в том числе приезжими артистами и музыкантами, суды по данному эпизоду пришли к правильном выводу об отсутствии оснований для вывода о нецелевом использовании средств субсидии и их возврата (взыскания).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на необходимость обеспечения безопасности территории образовательного учреждения не исключает возможность использования эстрадной площадки в интересах жителей муниципального образования.
По эпизоду непроведения ремонта 16 ограждений жилых домов малоимущих граждан суды, исходя из условий соглашения от 24.05.2017 и дополнительного соглашения к нему от 20.12.2017, принимая во внимание поступление средств субсидии в распоряжение администрации 06.02.2018 и возникновение в 2018 году сложной паводковой ситуации в соответствующем населенном пункте, пришли к обоснованному выводу о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих вынесению предписания и принятию решения о возврате средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что о наличии обстоятельств непреодолимой силы не было заявлено в ходе выездной проверки, по существу выводы судов не опровергает.
Доводы министерства по вопросу квалификации действий администрации в отношении оплаты фактически невыполненных работ по обустройству мест захоронения в с. Чапаево и по ремонту зрительного зала здания МУ ЦК "Баргарыы" относятся к эпизодам, решение и постановление по которым приняты в пользу заявителя кассационной жалобы.
При этом суды двух инстанций правомерно исходили из того, что в силу условий соглашения от 30.05.2018 и положений пункта 6.3 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.02.2016 N 23, согласующихся с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не только нецелевое использование средств субсидии, но и нарушение муниципальным образованием условий предоставления (расходования) субсидий, может влечь бесспорное взыскание средств с получателя субсидии.
Следовательно, доводы кассационной жалобы по настоящему эпизоду не могут повлиять на правовой результат рассмотрения настоящего спора.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены. При рассмотрении дела не допущено нарушений норма материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года по делу N А58-6117/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.