город Иркутск |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А58-6671/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Амгинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-6671/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество "Амгинский" (ОГРН 1171447002099, ИНН 1404005670, с. Покровка, Амгинский улус Республики Саха (Якутия); далее - АО "Амгинский", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) о возврате суммы выделенной денежной субсидии в размере 4 274 000 рублей, выраженного в направлении уведомления от 19.03.2019 N 13/4-АН-1863/08.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Амгинский" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ не содержит требования о необходимости определения доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции применительно к предшествующему периоду (календарному году); в рассматриваемом случае первым отчетным годом является период с даты регистрации в качестве юридического лица 14.02.2017 по 31.12.2017, который не совпадает с календарным годом; суды не приняли во внимание, что согласно утвержденному Министерством годовому отчету доля от реализации продукции в доходе за 2017 год составила 98, 3 процента, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 3 названного Закона; условия (наличие пашни не менее 300 гектар) для участи в отборе выполнены обществом; полученные средства использованы строго по целевому назначению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Общество заявило ходатайство о приобщении к материалам дела акта проверки целевого и эффективного использования субсидий на финансовое обеспечение сельскохозяйственного производства, выделенных АО "Амгинский" Амгинского улуса в 2017 году и за 9 месяцев 2018 года, составленный Министерством 27.11.2018 по результатам выездной проверки.
Указанное дополнительное доказательство Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не принимается, поскольку разрешение вопросов о принятии новых доказательств по делу в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится вне пределов полномочий суда кассационной инстанции.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.12.2016 на совещании у первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) - Министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) одобрено решение собрания кредиторов должника - СХПК "Амгинский" о замещении активов должника путем создания, в том числе АО "Амгинский" (зерновое хозяйство) в с. Покровка; поручено внести изменения в Порядок предоставления субсидий в 2017 году из государственного бюджета, предусматривающие возможность получения субсидий в текущем году вновь созданными сельхозорганизациями; рассмотреть предоставление государственной поддержки в рамках предусмотренных финансовых средств и согласно Порядку предоставления субсидий в 2017 году АО "Амгинский" по строительству изгороди пашен, восстановления пашен, обновления парка сельскохозяйственной техники, в том числе приобретение зерноуборочного комбайна в 2017 году и посевного комплекса с трактором в 2018 году.
Приказом Министерства от 07.02.2017 N 67 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие растениеводства".
14.02.2017 создано акционерное общество "Амгинский".
Приказом Министерства от 27.02.2017 N 119 утверждены Положение о специализированных зерновых хозяйствах, Порядок отбора специализированных зерновых хозяйств, состав Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств, Положение Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств.
Протоколом от 14.03.2017 N 48 заседания Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств 17 хозяйствам, в том числе АО "Амгинский", присвоен статус зерновых хозяйств.
В соответствии с соглашением от 22.03.2017 N С-78/04, заключенным между Министерством и АО "Амгинский", обществом получена субсидия на проведение комплекса агротехнологических работ в размере 4 274 000 рублей.
07.03.2019 приказом Министерства N 152 утвержден план мероприятий по устранению нарушений и недостатков по результатам рассмотрения итогов проверки Прокуратурой Республики Саха (Якутия) соблюдения бюджетного законодательства в части целевого и эффективного использования средств субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение качества и безопасности зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, других продуктов переработки зерна, в соответствии с которым, в том числе указано о направлении претензионного письма на возврат средств субсидии в доход госбюджета Республики Саха (Якутия) АО "Амгинский" на сумму 4 274 000 рублей и подготовки пакета необходимых документов для обращения в суд по вопросу возврата средств субсидии в доход госбюджета Республики Саха (Якутия) в срок до 01.04.2019.
19.03.2019 Министерство направило обществу уведомление о возврате субсидии в размере 4 274 000 рублей, предоставленной в соответствии с соглашением от 22.03.2017 N С-78/04, в течение 30 календарных дней с момента получения данного требования в доход госбюджета Республики Саха (Якутия).
Общество платежными поручениями от 01.04.2019 N 21 и от 02.04.2019 N 923 произвело возврат субсидии соответственно в размере 4 230 000 рублей и 44 000 рублей и
обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением об оспаривании уведомления.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое требование Министерства не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).
Приказом Министерства от 07.02.2017 N 67 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие растениеводства", согласно пункту 1.5 которого получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица-производители товаров, работ, услуг, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Учитывая названное и принимая во внимание понятия отчётного периода и календарного года, данные в статье 15 Федерального закона N 402-ФЗ, пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени", установив, что
согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц АО "Амгинский" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2017, а субсидия получена обществом в марте 2017 года, суды обоснованно признали, что обществом не подтверждено право на получение субсидии, в связи с чем требование Министерства о возврате субсидии является правомерным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод, со ссылкой на то, что первым отчетным годом является период с даты регистрации в качестве юридического лица 14.02.2017 по 31.12.2017, который не совпадает с календарным годом, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении.
В рассматриваемом случае, учитывая факт регистрации общества в качестве юридического лица только 14.02.2017, обязательный критерий "календарный год", предусмотренный пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, должен приниматься во внимание применительно к периоду времени с 1 января по 31 декабря; на момент обращения с заявлением лица, претендующего на получение субсидии, должен быть принят календарный год, предшествующий моменту обращения с соответствующим заявлением, иначе не будет соблюдено указанное условие. Результаты деятельности за 2017 год в целях получения субсидии на момент подачи обществом заявления в марте 2017 года не могут быть учтены, поскольку календарный год на этот момент не истек.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-6671/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая названное и принимая во внимание понятия отчётного периода и календарного года, данные в статье 15 Федерального закона N 402-ФЗ, пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени", установив, что
...
В рассматриваемом случае, учитывая факт регистрации общества в качестве юридического лица только 14.02.2017, обязательный критерий "календарный год", предусмотренный пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, должен приниматься во внимание применительно к периоду времени с 1 января по 31 декабря; на момент обращения с заявлением лица, претендующего на получение субсидии, должен быть принят календарный год, предшествующий моменту обращения с соответствующим заявлением, иначе не будет соблюдено указанное условие. Результаты деятельности за 2017 год в целях получения субсидии на момент подачи обществом заявления в марте 2017 года не могут быть учтены, поскольку календарный год на этот момент не истек."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2020 г. N Ф02-931/20 по делу N А58-6671/2019