город Иркутск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А19-19622/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2019 года по делу N А19-19622/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года по тому же делу,
установил:
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Ангарская городская больница N 1" (ОГРН 1033800519191, ИНН 3801012780, далее - медицинское учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области (далее - Пенсионный фонд, фонд) о признании незаконными решения от 12.07.2019 N 048S19190015354 о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 336 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Решение от 12.07.2019 N 048S19190015354 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с указанными судебными актами и полагая их принятыми с нарушением норм материального права, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что избранная фондом квалификация правонарушения является верной, срок предоставления дополняющей формы отчетности установлен законодательно, в рассматриваемом случае такая форма должна была быть представлена страхователем в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ до 15.07.2016.
Также заявитель указывает, что Пенсионный фонд в результате допущенных медицинским учреждением нарушений понес убытки в виде излишне выплаченных сумм страховых пенсий.
В отзыве на кассационную жалобу медицинское учреждение отклонило ее доводы, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 6-7, информация о рассмотрении жалобы в установленном порядке размещена в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с самостоятельным выявлением ошибок в первоначально представленных сведениях страхователем 24.06.2019 представлена дополняющая форма СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 672 застрахованных лиц.
Пенсионным фондом по итогам проверки указанных сведений 19.06.2019 составлен акт и принято решение от 12.07.2019 N 048S19190015354 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений на застрахованных лиц (из расчета 500 рублей за каждое лицо, в отношении которого сведения представлены по дополняющей форме).
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы учреждения, страхователь обратился в арбитражный суд.
Суды пришли к выводу о том, что оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение не имеется, поскольку медицинское учреждение самостоятельно выявило ошибки в сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2016 года и устранило их до обнаружения Пенсионным фондом посредством направления дополняющей формы.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с действовавшей до 18.02.2017 Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, действующей на момент принятия оспариваемого решения Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ранее в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 Пенсионный фонд Российской Федерации также рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Судами установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представленные медицинским учреждением по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, направлены в установленный срок. Указанное обстоятельство Пенсионным фондом не оспаривается.
Дополняющая форма СЗВ-М за тот же период представлена до обнаружения соответствующего нарушения фондом.
Указанные обстоятельства квалифицированы органом Пенсионного фонда при привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как непредставление сведений в отношении застрахованных лиц в установленный срок.
Суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 766н и пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений. При этом срок представления дополнительных сведений по инициативе страхователя до обнаружения органом Пенсионного фонда факта представления неполных (недостоверных) сведений в целях применения штрафа законодательно не определен.
Довод фонда о понесенных убытках в результате представления страхователем рассматриваемых сведений только в 2019 году судом округа отклоняется, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для квалификации действий общества по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Вопрос о наличии оснований для взыскания убытков не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Иные доводы кассационной жалобы уже являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая правовая оценка, по своей сути выражают несогласие с выводами судов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования медицинского учреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2019 года по делу N А19-19622/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 766н и пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений. При этом срок представления дополнительных сведений по инициативе страхователя до обнаружения органом Пенсионного фонда факта представления неполных (недостоверных) сведений в целях применения штрафа законодательно не определен.
Довод фонда о понесенных убытках в результате представления страхователем рассматриваемых сведений только в 2019 году судом округа отклоняется, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для квалификации действий общества по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Вопрос о наличии оснований для взыскания убытков не входит в предмет доказывания по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2020 г. N Ф02-876/20 по делу N А19-19622/2019