город Иркутск |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А33-8140/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Скубаева А.И., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 сентября 2019 года по делу N А33-8140/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2019 года по тому же делу,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840, далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - Департамент, ответчик) о взыскании 78 299 рублей 69 копеек неосновательного обогащения за период с 04.05.2016 по 10.12.2018, 748 рублей 14 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.01.2019 по 01.03.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что произведенный истцом расчет неосновательного обогащения и процентов является неверным; сумма требований в исковом заявлении, направленном истцом ответчику, не соответствует сумме требований в иске, направленном в арбитражный суд.
На основании части 5 статьи 15, статей 184, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктами 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 57 от 26.12.2017 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" определение от 14 февраля 2020 года о принятии кассационной жалобы к производству и назначении даты и времени рассмотрения жалобы выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью судьи, и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.02.2020.
Из совокупного анализа приведенных норм права следует, что размещение судебного акта на официальном сайте суда в сети "Интернет", признается направлением этого судебного акта лицам, участвующим в деле и, соответственно, с момента такого размещения данные лица считаются получившими судебный акт.
Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей не направили, Департамент просил рассмотреть жалобу без его участия.
В судебном заседании 11 марта 2020 года в порядке частей 1, 2 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 12 марта 2020 года, о чем в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацами 2, 3 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 99 "О процессуальных сроках", сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации в сети Интернет на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. Представители лиц, участвующих в деле также не явились.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департаменту на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером: 70:21:0200013:9137 площадью 109,6 (право оперативного управления зарегистрировано 04.05.2016), расположенном по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, 232.
Указанный объект недвижимого имущества располагается на земельном участке с кадастровым номером: 70:21:0200013:9155, собственником которого является Российская Федерация.
Ссылаясь на то, что ответчик в период с 04.05.2016 по 10.12.2018 в отсутствие правовых оснований пользовался земельным участком без внесения за него соответствующей платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, суды установили, что в спорный период арендную плату за пользование земельным участком Департамент не оплачивал, в связи с чем пришли к правильному выводу о возникновении у ответчика обязательства из неосновательного обогащения.
У суда кассационной инстанции отсутствуют объективные причины для иной оценки доказательств по делу.
Вместе с тем, доводы Департамента о неправильном расчете размера неосновательного обогащения и процентов является обоснованным.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившимся считается лицо, которое приобрело или сберегло за счет другого лица имущество без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, возвратить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в здании по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, 232 расположены Департамент (занимаемая на праве оперативного управления площадь 109,6 кв.м) и АО "СНИИГТиМС" (остальная часть помещений площадью 2 256, кв.м, принадлежит на праве собственности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, в задании имеются помещения в публичной собственности.
Пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Судами установлено и не оспаривается Департаментом, что в период с 04.05.2016 по 10.12.2018 он не являлся плательщиком земельного налога, пользовался земельным участком с кадастровым номером 70:21:0200013:9155 без заключения соответствующего договора аренды и без внесения платы за такое пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением N 582 определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип запрета необоснованных предпочтений.
Расчет суммы неосновательного обогащения за период с 04.05.2016 по 10.12.2018 произведен обоснованно истцом в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка в год в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (доля занимаемых в здании Департаментом площадей составляет 4,63%; площадь занимаемого участка соответственно 207,75 кв.м; общая кадастровая стоимость земельного участка 43 225 469 рублей 63 копейки, а земельного участка, занимаемого Департаментом - 2 001 357 рублей 55 копеек, годовая арендная плата составляет 30 020 рублей 36 копеек).
Поскольку период пользования земельным участком составляет с 04.05.2016 по 10.12.2018 (951 день или 2 года и 221 день), то сумма арендной платы равна 78 217 рублям 43 копейкам (60 040, 72 + 18 176,71), соответственно пени за период с 16.01.2019 по 01.03.2019 включительно равны 747 рублям 35 копейкам (76 217,43 : 365 х 7,75% х 45).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным изменить обжалуемые судебные акты с изложением резолютивной части в новой редакции (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 сентября 2019 года по делу N А33-8140/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2019 года по тому же делу изменить, изложив резолютивную часть решения от 04 сентября 2019 года в следующей редакции:
"Взыскать с Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округа (ОГРН 1042402960709, ИНН 2466121318) в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) 78 217 рублей 43 копейки неосновательного обогащения, 747 рублей 35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением N 582 определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип запрета необоснованных предпочтений.
Расчет суммы неосновательного обогащения за период с 04.05.2016 по 10.12.2018 произведен обоснованно истцом в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка в год в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (доля занимаемых в здании Департаментом площадей составляет 4,63%; площадь занимаемого участка соответственно 207,75 кв.м; общая кадастровая стоимость земельного участка 43 225 469 рублей 63 копейки, а земельного участка, занимаемого Департаментом - 2 001 357 рублей 55 копеек, годовая арендная плата составляет 30 020 рублей 36 копеек)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2020 г. N Ф02-922/20 по делу N А33-8140/2019