город Иркутск |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А10-3484/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Соколова Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыным И.А.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации города Улан-Удэ - Адактуевой Светланы Петровны (доверенность от 07.10.2019, служебное удостоверение); Министерства финансов Республики Бурятия - Селиной Елены Викторовны (доверенность от 26.12.2019, паспорт); Министерства финансов Российской Федерации - Аюшеевой Аюны Дандаровны (доверенность от 24.05.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2019 года по делу N А10-3484/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу,
установил:
администрация города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085, г. Улан-Удэ, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892, г. Улан-Удэ, далее - Минфин Бурятии), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва, далее - Минфин России) и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887, г. Москва, далее - Минстрой России) о взыскании 1 424 090 рублей убытков, связанных с предоставлением жилого помещения лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Распутинов Батор Дашиевич (далее - Распутинов Б.Д., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года, исковые требования удовлетворены в отношении Российской Федерации в лице Минфина России. В иске к Республике Бурятия отказано.
Минстрой России в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 N 77-ФЗ (далее - Федеральный Закон N 77-ФЗ), статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 135, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на нарушения норм процессуального права, выраженные в отсутствии оценки судами доводов заявителя.
По мнению Минстроя России, спорные расходы не могут быть компенсированы за счет федерального бюджета; предоставление истцом социальной выплаты третьему лицу произведено незаконно, соответственно, основания для взыскания убытков отсутствуют. Заявитель указывает, что суды необоснованно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации об убытках, тогда как требование о взыскании денежных средств одного публично-правового образования за счет казны другого убытками не является.
Администрация и Минфин Бурятии в отзывах на кассационную жалобу просят оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 14.05.2020 представители администрации и Минфина Бурятии возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Минфина России доводы жалобы поддержала.
Судебное заседание проведено в отсутствие Минстроя России и третьего лица, которые надлежащим образом уведомлены о его дате, месте и времени. Заявителем жалобы также подано ходатайство о проведении судебного заседания без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением жилого помещения лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N 489 от 28.04.2017 гражданин Распутинов Б.Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категориям: "Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов" и "Граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совестное проживание граждан в одной квартире".
Вступившими в законную силу решениями Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14.09.2017 и 02.04.2018 суд обязал администрацию предоставить Распутинову Б.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь. Определениями Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23.08.2018 и 11.09.2018 изменен порядок и способ исполнения решений суда - с администрации взыскано 1 424 090 рублей для приобретения жилого помещения. Администрация перечислила Распутинову Б.Д. указанные денежные средства.
Ссылаясь на то, что указанная выплата не относится к расходным обязательствам муниципального образования и является для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что финансирование указанных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие активной формой туберкулеза, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом не указаны в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Законом Республики Бурятия от 27.11.1996 N 422-I "О защите населения Республики Бурятия от туберкулеза" финансирование мер социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом не отнесено к расходным обязательствам Республики Бурятия.
Постановлением от 24 декабря 2013 года N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
В определении от 15 января 2015 года N 2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 24 декабря 2013 года N 30-П, указав, что абзац шестой пункта 3.4 мотивировочной части данного постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе судебные акты суда общей юрисдикции, платежное поручение N 757 от 10 октября 2018 года), суды установили, что истец на основании вступивших в законную силу судебных актов перечислил денежные средства для приобретения жилого помещения третьему лицу, являющемуся гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совестное проживание граждан в одной квартире.
Учитывая то, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, суды правомерно указали, что финансирование расходов на предоставление жилого помещения должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
На основании вышеизложенного приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что спорные расходы не могут быть компенсированы за счет федерального бюджета, не свидетельствуют о незаконности выводов судов по данному делу, так как являлись предметом судебной проверки и обоснованно отклонены судами как основанные на неправильном толковании приведенных выше норм права и разъяснений высших судебных инстанций. Доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных мер, в материалы дела не представлено.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем отклоняются судом округа.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, обжалуемые судебные акты основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2019 года по делу N А10-3484/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением от 24 декабря 2013 года N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
В определении от 15 января 2015 года N 2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 24 декабря 2013 года N 30-П, указав, что абзац шестой пункта 3.4 мотивировочной части данного постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2020 г. N Ф02-1393/20 по делу N А10-3484/2019