город Иркутск |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А10-3113/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Доржиевой О.С. (доверенность от 01.01.2020 N 121, паспорт, диплом), Пурбуева З.Б. (доверенность от 01.01.2020 N 138, паспорт, диплом); муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" - Жамбалова В.В. (доверенность от 07.05.2020 N 5, паспорт, диплом), Цыдыпова С.А. (доверенность от 30.03.2020 N 4, паспорт, диплом); от третьего лица - Воронина Ф.А. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2019 года по делу N А10-3113/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН: 1047550031242, ИНН: 7534018889, далее - ПАО "ТГК-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (далее - УМЖИ г. Улан-Удэ, Жилищная инспекция) о признании незаконным предписания N 1719/2-ПР от 22.04.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Воронин Филипп Александрович и общество с ограниченной ответственностью "Новый коммунальный стандарт" (далее - ООО "Новый коммунальный стандарт").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК-14" просит судебные акты отменить, указывает на их незаконность и необоснованность, считает, что доводы общества надлежаще не оценены, выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, судом неверно применены нормы материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что собственниками многоквартирного дома (далее - МКД) в лице управляющей организации не предпринимались действия по сохранности к использованию общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ); управляющие организации обязаны осуществлять установку ОДПУ с последующим техническим обслуживанием; ресурсоснабжающая организация может осуществлять лишь первичную установку ОДПУ; выдача предписания N 1719/2-ПР от 22.04.2019 взамен прежнего противоречит нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу Жилищная инспекция и Воронин Ф.А. с доводами кассационной жалобы не согласны, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2020 года в связи с принятием Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации постановления от 18 марта 2020 года N 808 об ограничении с 19 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года включительно доступа во все суды, приостановлении рассмотрения дел, за исключением категории дел безотлагательного характера, в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы ПАО "ТГК-14" отложено на 09 часов 40 минут 26 мая 2020 года, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
ООО "Новый коммунальный стандарт" явку в судебное заседание не обеспечило, представителей не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК-14" доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Жилищной инспекции и Воронин Ф.А. против заявленных доводов кассационной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.12.2017 Жилищной инспекцией по результатам проведенной проверки в связи с поступившим обращением жильца квартиры многоквартирного дома N 26 по ул. Норильская (далее - МКД N 26) о неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии, выдано ПАО "ТГК-14" предписание N 1719-ПР с требованием в срок до 01.06.2018 обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового счетчика тепловой энергии в МКД в соответствии с требованиями действующего законодательства и технических регламентов.
06.12.2018 ПАО "ТГК-14" составлен акт обследования внутридомовых инженерных систем МКД N 26, согласно которому указано на отсутствие технической возможности установки ОДПУ в связи с необходимостью реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
ООО "Новый коммунальный стандарт", осуществляющее полномочия управляющей организации МКД N 26, в письме от 28.01.2019 просило признать акт обследования от 06.12.2018 недействительным в связи с составлением его неуполномоченным лицом, а также о проведении комиссионного обследования внутридомовых инженерных систем в МКД N 26.
При повторном обследовании МКД N 26 ПАО "ТГК-14" 25.03.2019 составлен акт о технической возможности установки ОДПУ.
На основании приказа N 1719-ПП от 02.04.2019 Жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка в отношении ПАО "ТГК-14" на предмет исполнения ранее выданного предписания N 1719-ПР от 28.12.2017 по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии в МКД N 26, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных правовых актов, технических регламентов.
По результатам проверки составлен акт N 1719-АИ от 22.04.2019, в котором отражено выявленное нарушение части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), части 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а именно, не обеспечено выполнение обязательных требований по установке, замене и эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми оно осуществляет.
Жилищной инспекцией ПАО "ТГК-14" выдано предписание N 1719/2-ПР от 22.04.2019, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 20.05.2019 обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии в МКД N 26 в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных правовых актов, технических регламентов.
Не согласившись с указанным предписанием Жилищной инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что выданное предписание является законным и обоснованным, не нарушает законные права и интересы общества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2). До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
До 1 июля 2013 года, в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12).
Таким образом, если собственниками не исполнена обязанность по оснащению МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, такая обязанность после 1 июля 2013 года также возлагается на организацию, снабжающую или передающую такие ресурсы по истечении двух месяцев с момента выявления нарушения.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что ПАО "ТГК-14" является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в отношении вышеуказанного дома, и в силу частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет, учитывая также, что об отсутствии ОДПУ тепловой энергии на данном объекте заведомо было известно как управляющей организации, так и обществу.
Довод общества о том, что ранее прибор учета был установлен в МКД до 2012 года, однако собственники не обеспечили его пригодность к использованию, тогда как законодательство возлагает на ресурсоснабжающую организацию установку ОПДУ только первичную, суды правомерно признали несостоятельным и не основанным на положениях части 12 статьи 13 Закона, предусматривающей обязанность ресурсоснабжающей организации по оснащению ОПДУ в случае неустранения собственниками в установленный срок нарушения предусмотренного требования об учете используемых ресурсов с применением приборов учета, с отнесением расходов на собственников.
Учитывая установленные обстоятельства, при указанном выше правовом регулировании суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что возложенная предписанием от 22.04.2019 на ПАО "ТГК-14" обязанность по установке (замене) прибора учета тепловой энергии в МКД N 26 не противоречит требованиям действующего законодательства и права и законные интересы заявителя не нарушает.
Довод общества о нарушении Жилищной инспекцией положений Закона N 294-ФЗ при вынесении предписания N 1719/2-ПР от 22.04.2019 взамен прежнего, подлежит отклонению.
Выдача предписания по результатам проведенной внеплановой проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания соответствует положениям статей 10, 17 Закона N 294-ФЗ. Нарушений, влекущих недействительность результатов такой проверки, судами не установлено.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании абзаца 9 пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ходатайство ПАО "ТГК-14" о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подлежит отклонению в связи с пропуском срока подачи такого заявления.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2019 года по делу N А10-3113/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что ПАО "ТГК-14" является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в отношении вышеуказанного дома, и в силу частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет, учитывая также, что об отсутствии ОДПУ тепловой энергии на данном объекте заведомо было известно как управляющей организации, так и обществу.
...
Довод общества о нарушении Жилищной инспекцией положений Закона N 294-ФЗ при вынесении предписания N 1719/2-ПР от 22.04.2019 взамен прежнего, подлежит отклонению.
Выдача предписания по результатам проведенной внеплановой проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания соответствует положениям статей 10, 17 Закона N 294-ФЗ. Нарушений, влекущих недействительность результатов такой проверки, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2020 г. N Ф02-684/20 по делу N А10-3113/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-684/20
27.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5686/19
22.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5686/19
25.09.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5686/19
10.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3113/19