город Иркутск |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А19-19144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 года по делу N А19-19144/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N Н-278 (1038) от 22.07.2019.
Определением суда от 24 октября 2019 года по делу N А19-19144/2019 произведена замена Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области на Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление Росприроднадзора).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года, постановление N Н-278 (1038) от 22.07.2019 признано незаконным и отменено.
Управление Росприроднадзора обратилось с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов как принятых при неправильном применении норм материального права - статьи 2.7, части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статей 10, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). По мнения заявителя кассационной жалобы оснований для признания вменяемого административного правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости у судов не имелось.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной военной прокуратурой проверки, установлен факт пользования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России недрами в целях добычи подземных вод из артезианских скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения войсковой части 03908 (г. Усолье-Сибирское-7) без лицензии. Постановлением заместителя военного прокурора от 05.07.2019 в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое направлено в Управление Росприроднадзора для решения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности.
Постановлением Управления Росприроднадзора от 22.07.2019 N Н-278 (1038) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление незаконным, суды, руководствуясь статьями 2.1, 2.7, 26.1, 26.2 КоАП РФ, положениями Закона о недрах, пришли к выводу что заявитель, осуществляя деятельность по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, действовал в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судами установлено, что пользование недрами в целях добычи подземных вод осуществлялось учреждением из артезианских скважин, переданных ему в оперативное управление на основании акта от 01.10.2018. Факт пользования недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами не оспаривается заявителем.
В то же время, судами установлено, что заявитель осуществлял добычу подземных вод в целях обеспечения водой объектов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения войсковой части 03908 (г. Усолье-Сибирское-7), а также населения, проживающего в жилом фонде, принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации, в связи с чем обоснованно указано на то, что подача воды не могла быть приостановлена до получения соответствующей лицензии в целях недопущения санитарной и экологической катастрофы.
С учетом установленных обстоятельств суды мотивированно признали, что осуществление данной деятельности в указанном конкретном случае не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение заявителем водоснабжения жителей населенного пункта и войсковой части.
Кроме того, судами принято во внимание, что заявителем были приняты меры по получению лицензии на пользование недрами; а также передачу имущества по водопользованию в оперативное управление без необходимой технической документации.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, учитывая, что заявитель действовал в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости и предпринимал действия для получения спорной лицензии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого постановления Управления Росприроднадзора.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства. Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка административного органа на судебные акты по делу N А19-12449/2019 со схожими обстоятельствами не может быть учтена судом округа, поскольку признание судами законным постановления Управления Росприроднадзора о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение иного правонарушения, не свидетельствует о невозможности применения в данном конкретном случае, с учетом установленных фактических обстоятельств, положений статьи 2.7 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 года по делу N А19-19144/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
...
Ссылка административного органа на судебные акты по делу N А19-12449/2019 со схожими обстоятельствами не может быть учтена судом округа, поскольку признание судами законным постановления Управления Росприроднадзора о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение иного правонарушения, не свидетельствует о невозможности применения в данном конкретном случае, с учетом установленных фактических обстоятельств, положений статьи 2.7 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2020 г. N Ф02-1763/20 по делу N А19-19144/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1763/20
05.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7884/19
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19144/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19144/19