город Иркутск |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А19-252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "СтройДорХолдинг" - Рженевой Т.А. (доверенность от 06.04.2020, диплом), муниципального унитарного предприятия города Иркутска "Иркутскавтодор" - Смолиной Т.В. (доверенность от 08.01.2020, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная компания Милана" - Дружининой О.П. (доверенность от 09.01.2020), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Кудьяровой В.В. (доверенность от 27.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "СтройДорХолдинг", муниципального унитарного предприятия города Иркутска "Иркутскавтодор", общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная компания Милана" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2019 года по делу N А19-252/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройДорХолдинг" (ОГРН: 1073810006170, ИНН: 3810050189, далее - ООО "СтройДорХолдинг") и общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная компания Милана" (ОГРН: 1143850048616, ИНН: 3811184795, далее - ООО "ФСК Милана") обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) с заявлением о признании незаконным решения N 1163/18 от 09.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Иркутскавтодор" (далее - МУП "Иркутскавтодор").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "СтройДорХолдинг", МУП "Иркутскавтодор" и ООО "ФСК Милана" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В кассационных жалобах ООО "СтройДорХолдинг", МУП "Иркутскавтодор", ООО "ФСК Милана" ставят вопрос о проверке законности судебных актов; указывают на отсутствие антиконкурентного соглашения между участниками электронного аукциона, полагая свои действия добросовестными.
По мнению ООО "СтройДорХолдинг" в деле о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют доказательства факта состояния в картеле; заключение договора субподряда с одним из участников безусловно не может подтверждать наличие такого сговора.
МУП "Иркутскавтодор" считает, что суды формально подошли к рассмотрению дела, не дали оценку доводам, изложенным лицами, участвующими в деле, не учли все обстоятельства совокупности условий для установления заключения соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По мнению МУП "Иркутскавтодор" в деле отсутствуют доказательства обеспечения победы заранее определенного участника и получения всеми лицами какой-либо выгоды от результатов проведенного аукциона; отказ от дальнейшего понижения начальной максимальной цены является допустимым поведением участников и для ООО "СтройДорХолдинг" и ООО дальнейшее понижение цены было экономически не выгодно; заключение договора субподряда обусловлено экономической целесообразностью; между ООО "ФСК Милана" и МУП "Иркутскавтодор" отсутствует какая-либо взаимная заинтересованность в результате реализации соглашения.
Также МУП "Иркутскавтодор" в кассационной жалобе указывает на то, что антимонопольный орган при принятии решения вышел за пределы компетенции, поскольку проверка заключения соглашения осуществлена по собственной инициативе и не входила в предмет рассмотрения поданной жалобы ООО "Дорсвет".
ООО "ФСК Милана" в кассационной жалобе указывает на отсутствие объективных доказательств соглашения между ООО "ФСК Милана" и другими участниками аукциона, считает, что подача ценового предложения ООО "ФСК Милана", равного предложению третьего лица, однако в дополнительное время, не может являться доказательством картельного сговора; право подать такое предложение в дополнительное время, предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которым и воспользовалось общество исходя из экономической целесообразности; подача единственного ценового предложения связана с условиями получения банковской гарантии, которым судами не дана оценка.
В отзыве Иркутское УФАС России выражает несогласие с доводами кассационных жалоб, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ООО "СтройДорХолдинг", МУП "Иркутскавтодор", ООО "ФСК Милана" доводы кассационных жалоб поддержали, просили обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Иркутского УФАС России возражал против доводов кассационных жалоб, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, антимонопольным органом, по результатам рассмотрения 31.05.2016 жалобы общества с ограниченной ответственностью "Дорсвет" на действия членов Единой комиссии и государственного заказчика Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от Московского тракта до ул. Центральная в г. Иркутске в 2016 году, материалы по жалобе переданы в отдел антимонопольного контроля для рассмотрения на предмет выявления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении вышеуказанного аукциона.
По итогам проведенного антимонопольного расследования Иркутским УФАС России принято решение N 1163/18 от 09.10.2018, которым МУП "Иркутскавтодор", ООО "СтройДорХолдинг" и ООО "ФСК Милана" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи с заключением соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от Московского тракта до ул. Центральная в г. Иркутске в 2016 году.
ООО "СтройДорХолдинг" и ООО "ФСК Милана" оспорили решение антимонопольного органа в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение антимонопольного органа, суды исходили из доказанности наличия антиконкурентного соглашения между участниками электронного аукциона, приведшего к поддержанию цены на аукционе в электронной форме.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правильными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Часть 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет соглашение как договоренность в письменной форме, содержащееся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Для установления факта заключения антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать совокупность обстоятельств: факт достижения (заключения) хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения, наличие последствий в виде снижения, поддержания или повышения цены на торгах либо возможность их наступления, причинно-следственную связь между конкретными действиями участников соглашения и негативными последствиями для рынка либо потенциальной возможностью их наступления.
Как установлено судами, решением антимонопольного органа заявители и третье лицо признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от Московского тракта до ул. Центральная в г. Иркутске в 2016 году.
Порядок проведения электронного аукциона регламентирован статьей 68 Закона о контрактной системе. Данной статьей предусмотрено, что электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Часть 9 статьи 68 указанного Закона регулирует порядок подачи предложений о цене контракта при проведении электронного аукциона.
Согласно части 11 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Частью 12 статьи 68 Закона предусмотрено, что в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.
В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше (частью 16 статьи 68 Закона).
Из материалов дела следует, что в рамках указанного аукциона проводимого Комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска (извещение от 29.04.2016), по результатам рассмотрения первых частей заявок из десяти поданных к участию в электронном аукционе допущены заявки ООО "ФСК Милана", ООО "СтройДорХолдинг", МУП "Иркутскавтодор".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 26.05.2016, в ходе торгов поступили ценовые предложения о снижении начальной (максимальной) цены муниципального контракта на 0,5% от МУП "Иркутскавтодор" (порядковый N 9) о цене контракта 42 811 878,77 рублей, время подачи предложения: 04:50:34 (по московскому времени); от ООО "ФСК Милана" о цене контракта также 42 811 878,77 рублей (порядковый N 3), в дополнительное время - 05:01:31 (по московскому времени).
ООО "СтройДорХолдинг" ценовое предложение не подавало.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.05.2016 победителем объявлен МУП "Иркутскавтодор", так как его предложение о цене муниципального контракта признано лучшим, поскольку поступило раньше предложения с порядковым N 3 с той же ценой (42 811 878,77 рублей), и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
08.05.2016 по итогам проведения электронного аукциона между заказчиком и МУП "Иркутскавтодор" (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги от Московского тракта до ул. Центральная в г. Иркутске в 2016 году. МУП "Иркутскавтодор" на указанные работы заключило договор субподряда от 18.07.2016 с ООО "СтройДорХолдинг" и договор субподряда от 18.07.2016 с ООО "ИркутскДорСтрой".
Антимонопольный орган в качестве подтверждения заключения антиконкурентного соглашения учитывал такие обстоятельства как отказ от конкурентной борьбы между участниками аукциона с целью поддержания цены на торгах и заключение контракта по максимально возможной цене в отсутствие объективных причин; создание ООО ФСК Милана" мнимой конкуренции в ходе торгов путем подачи ценового предложения в соответствии с частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе равного предложению третьего лица в дополнительное время после завершения аукциона; передача победителем МУП "Иркутскавтодор" половины работ по контракту другому участнику - ООО "СтройДорХолдинг", отказавшемуся от конкурентной борьбы в ходе аукциона.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе, правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды пришли к выводам о том, что совокупность выявленных антимонопольным органом обстоятельств исключает случайность и указывает на нетипичность поведения участников аукциона, которое не обусловлено объективными причинами, однако является целенаправленным на достижение общего интереса, подтверждает заключение заявителями и третьим лицом соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При этом судами было установлено и учтено отсутствие у ООО "СтройДорХолдинг" объективных причин отказа от подачи ценовых предложений в ходе торгов при внесенном депозите для участия в аукционе; последующее заключение между участниками аукциона договора субподряда на половину работ по контракту подтверждает их заинтересованность в соглашении; при конкурентности товарного рынка возможность МУП "Иркутскавтодор" заключения договора субподряда и его фактическое заключение в отсутствие конкурентных процедур (закупка у единственного поставщика) свидетельствует о том, что каждому из участников было заранее известно о последующих действиях второго участника; результаты проведенного электронного аукциона удовлетворяют интересам как самого предприятия так и ООО "СтройДорХолдинг", являющегося стороной договора субподряда; подача ООО "ФСК Милана" единственного ценового предложения в дополнительное время после завершения аукциона указывает на номинальное его участие, пассивное поведение и незаинтересованность в победе в аукционе. Действия ООО "ФСК Милана" расценены судами как имитация соблюдения условий конкуренции, признания торгов состоявшимися с целью поддержания необходимого ценового предложения и, свидетельствующие об отказе от конкурентной борьбы в пользу заранее определенного в качестве победителя аукциона лица. Связь подачи ООО "ФСК Милана" единственного ценового предложения с определенными условиями получения банковской гарантии, предъявленными непосредственно банком, судами не установлена. В то же время указание ООО "ФСК Милана" на отсутствие возможности подачи иного ценового предложения кроме как снижения начальной (максимальной) цены контракта не более чем на 0,5%, при указанных выше действиях, подтверждает их нелогичность и формальность участия указанного лица в аукционе при заранее известном ему определенном исходе.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суды признали участие указанных лиц в электронном аукционе в качестве формальных конкурентов, их поведение характеризуется целенаправленностью общего интереса на достижение заранее известных результатов аукциона, указывает на наличие соглашения с целью поддержания цены на торгах и заключения муниципального контракта по максимально возможной цене.
В данном случае суды мотивированно пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия совокупности необходимых условий для признания указанных лиц нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов. Оснований для переоценки и установления по делу иных фактических обстоятельств, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.
Утверждение в кассационная жалобах о недоказанности отдельных признаков согласованности действий участников торгов, отклоняется как несостоятельное.
О наличии соглашения свидетельствует определенное поведение каждого из хозяйствующих субъектов в указанном аукционе, при этом поведение ООО "СтройДорХолдинг", ООО "ФСК Милана" не обусловлено объективными причинами. Сопоставив поведение каждого участника аукциона, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае наличие соглашения подтверждается достигнутым участниками аукциона положительным для них результатом, - в результате определенного поведения каждого из участников в условиях проводимых торгов муниципальный контракт заключен по фактически максимальной цене (при минимально возможном снижении). Поведение ООО "ФСК Милана" объясняется целью поддержания цены на торгах с наименьшим снижением.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, перечисленных в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку, в силу буквального толкования названной нормы, рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 указанного Закона последствиям.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов или субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
Довод МУП "Иркутскавтодор" о том, что проверка заключения соглашения осуществлена Иркутским УФАС России по собственной инициативе, не входила в предмет рассмотрения поданной жалобы, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
В данном случае антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных полномочий, согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, в котором указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, и обнаружение самим антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Иные доводы кассационных жалоб, судом кассационной инстанции проверены, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений законодательства, фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2019 года по делу N А19-252/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, перечисленных в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку, в силу буквального толкования названной нормы, рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 указанного Закона последствиям.
...
Довод МУП "Иркутскавтодор" о том, что проверка заключения соглашения осуществлена Иркутским УФАС России по собственной инициативе, не входила в предмет рассмотрения поданной жалобы, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
В данном случае антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных полномочий, согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, в котором указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, и обнаружение самим антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2020 г. N Ф02-2298/20 по делу N А19-252/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2298/20
12.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5986/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6020/19
08.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5986/19
09.09.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-252/19