город Иркутск |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А58-9003/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2019 года по делу N А58-9003/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (далее - ГБУ РС(Я) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин, Министерство, административный орган) от 10.07.2019 N 1/15.15.5-2019/346 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГБУ РС(Я) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в данном случае отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения, поскольку условие предоставления субсидии не связано с соблюдением со стороны Учреждения локальных и ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и регулирующих затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников; несоблюдение норм трудового законодательства регулируется иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение расчета и порядка выплат заработной платы из средств субсидии можно расценивать как нарушение порядка целевого расходования средств субсидии, но не как нарушение условий ее предоставления; соблюдение установленного лимита фонда премирования руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры не определено в качестве условия предоставления субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 20.05.2019 N 01-04/0714 в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2019 год Министерством проведена выездная проверка в отношении Учреждения на предмет соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы", "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", в том числе отчетности исполнения государственных заданий за проверяемый период 2017-2018 годы.
В ходе проведения проверки установлено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление медицинского обеспечения граждан, занимающихся спортом и физической культурой, реабилитации больных и инвалидов средствами и методами лечебной физической культуры, привлечение населения к занятиям физической культурой с целью профилактики заболеваний, сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических, оздоровительных мероприятий.
Между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и ГБУ РС(Я) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" заключено Соглашение от 20.01.2017 N 02-26/45 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение), предметом которого является определение порядка и условий предоставления Учредителем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнение работ), определенными в государственном задании.
Согласно приложению к Соглашению размер предоставляемой субсидии составляет 37 959 000 рублей. В течение 2017 года производилось увеличение размера предоставляемой субсидии (дополнительные соглашения б/н от 27.11.2017, от 11.12.2017, 28.12.2017).
Подпунктом "а" пункта 18 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (далее - Порядок N 370), предусмотрено, что в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются: затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда).
Оплата труда в Учреждении производится в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденным приказом Министерства от 10.07.2017 N 01-07/1172 (далее - Положение об оплате труда N 01-07/1172); Положением об оплате труда медицинских, фармацевтических работников, специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, руководителя, учреждения, его заместителей, главного бухгалтера, главной медицинской сестры Учреждения, утвержденным приказом главного врача от 10.10.2017 N 061-оп (далее - Положение об оплате труда N 061-оп).
Согласно пункту 5.11 Положения об оплате труда N 01-07/1172, пункту 5.11 Положения об оплате труда N 061-оп фонд стимулирования (премирования) руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, главной медицинской сестры устанавливается в размере не более 3% от фонда оплаты труда.
Приказом Министерства от 27.06.2014 N 01-07/1145 утвержден Порядок премирования руководителей государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства (далее - Порядок премирования N 01-07/1145), из которого следует, что выплата премии главному врачу по итогам предыдущего отчетного года (2017 год) должна быть произведена в 1 квартале 2018 года за счет фонда премирования 2018 года.
В соответствии с тарификационными списками работников на 01.01.2017 фонд оплаты труда установлен на сумму 27 391 577 рублей 20 копеек, из них: 14 832 802 рублей 80 копеек - годовая заработная плата (в том числе: 14 196 688 рублей 50 копеек - за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 636 114 рублей 30 копеек - за счет средств ОМС); 5 256 263 рублей - надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе: 5 066 247 рублей - за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 190 016 рублей - за счет средств ОМС);
5 985 867 рублей 40 копеек премиальные выплаты (в том числе: 6 740 327 рублей 30 копеек - за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 245 540 рублей 10 копеек - за счет средств ОМС), в том числе: 292 452 рублей 90 копеек - руководителя; 971 913 рублей 40 копеек - заместителей руководителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры; 5 721 501 рублей 10 копеек - остальных работников; 316 644 рублей 00 копеек - стимулирующие денежные выплаты за счет средств ОМС.
Исходя из тарификационных списков работников, фонд оплаты труда работников должен был составить 26 935 268 рублей 97 копеек, в том числе фонд премирования руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, главной медицинской сестры - 808 058 рублей 06 копеек (3% от фонда оплаты труда) (приложение 8).
Фактически Учреждением в 2017 году на премирование руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, главой медицинской сестры направлено 1 788 303 рублей, отклонение составило 980 244 рублей 94 копейки, в том числе:
889 027 рублей 94 копейки - превышение премиального фонда руководящего состава; 91 217 рублей - премия главного врача; на оплату страховых взносов заработной платы направлено 296 033 рублей 97 копеек.
Таким образом, в нарушение пункта 5.11 Положения об оплате труда N 01-07/1172, пункта 5.11 Положения об оплате труда N 061-оп за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания руководящему составу произведена переплата заработной платы на сумму 1 157 514 рублей 38 копеек, а именно, произведено превышение фонда премирования руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры.
Кроме того, в нарушение пункта 3.2 Порядка премирования N 01-07/1145 премирование главного врача Назаровой К.Н. на сумму 118 764 рубля 53 копейки по итогам 2017 года произведено не в 1 квартале 2018 года, а в 2017 году.
Министерство посчитало, что Учреждение, превысив фонд премирования, допустило нарушение условий предоставления субсидий.
По данному факту Минфином в отношении Учреждения 28.06.2019 составлен протокол об административной правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Министерства от 10.07.2019 по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2019/346 ГБУ РС(Я) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 23 151 рубль.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Учреждения в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях Учреждения состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого предпринимателю правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления (часть 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и использования субсидий (статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и ГБУ РС(Я) "Республиканский Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" заключено Соглашение от 20.01.2017 N 02-26/45 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение), предметом которого является определение порядка и условия предоставления Учредителем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнение работ), определенными в государственном задании.
Суды, соглашаясь с выводами Министерства о наличии в действия Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходили из того, что объективную сторону вменяемого правонарушения образует нарушение Учреждением Положения об оплате труда N 01-07/1172 и Положения об оплате труда N 06-оп, выразившееся в переплате за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания заработной платы руководящему составу.
Между тем, в силу части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона состава правонарушения заключается в нарушении лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
Административный орган не указал, а суды не установили, каким образом несоблюдение ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок оплаты труда, нарушение расчета и порядка выплат заработной платы из средств субсидии, несоблюдение лимита фонда премирования руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры могут свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, установленных упомянутым Соглашением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, всех доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2019 года по делу N А58-9003/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, соглашаясь с выводами Министерства о наличии в действия Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходили из того, что объективную сторону вменяемого правонарушения образует нарушение Учреждением Положения об оплате труда N 01-07/1172 и Положения об оплате труда N 06-оп, выразившееся в переплате за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания заработной платы руководящему составу.
Между тем, в силу части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона состава правонарушения заключается в нарушении лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
...
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2020 г. N Ф02-2014/20 по делу N А58-9003/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6779/19
16.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9003/19
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2014/20
20.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6779/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9003/19