город Иркутск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А19-18260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Иркутский масложиркомбинат" Салия Р.А. (доверенность от 01.12.2019, диплом), Бузуева П.А. (доверенность от 01.12.2019, диплом), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Ресчикова В.В.(доверенность от 09.012020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутский масложиркомбинат" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2019 года по делу N А19-18260/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутский масложиркомбинат" (ОГРН 1143850052422, ИНН 3811185573, г. Иркутск; далее - ООО "Иркутский масложиркомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, Управление, административный орган) от 26.06.2019 N ЮЛ/К-0386/19-06 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Иркутский масложиркомбинат" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушения статей 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, жалоба на постановление от 26.06.2019 N ЮЛ/К-0386/19-06 была правомерно подана обществом в Управление 04.07.2019 в соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Управление в нарушение названной нормы не направило жалобу со всеми материалами в соответствующий арбитражный суд в течение трех суток с момента ее поступления, в связи с чем общество вынуждено было подать жалобу непосредственно в арбитражный суд самостоятельно; статья 30.1 Кодекса устанавливает подведомственность рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а часть 3 этой статьи конкретизирует подведомственность рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, арбитражным судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; положения статей 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливают иной порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и не ограничивают права заявителя, предусмотренные статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ввиду отказа в удовлетворении требований в связи с пропуском срока и не рассмотрением жалобы по существу, нарушены права общества на судебную защиту; суды не исследовали фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и не дали оценку доводам общества о проведении проверки с существенными нарушениями обязательных требований государственных стандартов при отборе проб маргарина, что свидетельствует о недопустимости представленных доказательств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 марта 2020 года в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808 и Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы общества отложено применительно к статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 09 июня 2020 года в 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ООО "Иркутский масложиркомбинат" и Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.01.2019 в Управление поступила информация территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном о том, что при проведении плановой проверки в отношении МБОУ "Уярская средняя общеобразовательная школа N 40" территориальным отделом в г. Заозерном для лабораторных испытаний на транс-изомеры жирных кислот была отобрана масложировая продукции - маргарин "Каравай", производитель ООО "Иркутский масложиркомбинат", дата изготовления - 21.08.2018.
По результатам заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 07.12.2018 N 10409, на основании протокола исследований (испытаний), измерений от 27.11.2018 N 4563-005, поступившего от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Заозерном, вышеуказанная проба (образец) пищевой продукции (маргарин "Каравай", дата изготовлении: 21.08.2018 производства ООО "Иркутский масложиркомбинат") не соответствует обязательным требованиям по физико-химическим показателям - выявлено наличие транс-изомеров жирных кислот 3.8*0,5% при нормативе не более 2, что не соответствует требованиям пункту 1 статьи 6 Приложения N 1 Технического Регламента Таможенного Союза 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 (далее - TP ТС 024/2011).
На основании распоряжения от 04.02.019 N 000234 в отношении ООО "Иркутский масложиркомбинат" проведена проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью проверки мотивированного представления должностного лица от 04.02.2019 N 188 по факту изготовления маргариновой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Управлением установлено, что ООО "Иркутский масложиркомбинат" осуществило изготовление и выпуск в обращение продукции (маргарин "Каравай" производства ООО "Иркутский масложиркомбинат" по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Доржи Банзарова, 1, дата изготовления - 21.08.2018), не соответствующей требованиям технических регламентов, что является нарушением требований статьи 5, статьи 7 ТР ТС 021/2011, глав 3, 4 ТР ТС 024/2011.
По данному факту административным органом в отношении общества составлен протокол от 01.04.2019 N ЮЛ/К-0386/19-06 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 26.06.2019 N ЮЛ/К-0386/19-06 ООО "Иркутский масложиркомбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о пропуске установленного законом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания и отсутствии уважительных причин для его восстановления. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судами установлено, что постановление о назначении административного наказания вынесено 26.06.2019 и в этот же день получено уполномоченным представителем общества Бузуевым П.А., действующим на основании доверенностей, соответствующих требованиям закона и предусматривающих полномочия указанного лица на получение в интересах ООО "Иркутский масложиркомбинат" в Управлении документов процессуального характера, (что обществом в кассационной жалобе не оспаривается).
Следовательно, десятидневный срок на обжалование постановления от 26.06.2019 N ЮЛ/К-0386/19-06 истек 10.07.2019 (с учетом выходных дней).
С заявлением об оспаривании постановления административного органа ООО "Иркутский масложиркомбинат" в установленном порядке обратилось в Арбитражный суд Иркутской области 18.07.2019, то есть за пределами срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество в обоснование причин пропуска срока на обращение с заявлением указало, что жалоба на постановление административного органа была направлена обществом 04.07.2019 в Арбитражный суд Иркутской области через Управление в порядке, установленном частью 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается копией жалобы с отметкой о принятии ее Управлением, однако административный орган в нарушение названной нормы не направил жалобу со всеми материалами в соответствующий суд в течение трех суток с момента ее поступления.
Суды двух инстанций, правильно применяя положения статей 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к мотивированному выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы общества, оспаривающие данные выводы судов, в том числе со ссылкой на то, что положения статей 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливают иной порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и не ограничивают права заявителя, предусмотренные статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей общий порядок подачи жалобы на постановление о назначении административного наказания, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Вместе с тем частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие постановления обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлен статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается непосредственно в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами (пункт 14 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, суды обоснованно признали, что Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности через орган, принявший это постановление. Соответственно, у административного органа отсутствовала безусловная обязанность по направлению полученных жалоб в арбитражный суд.
Кроме того, судами по результатам исследования и оценки доводов сторон установлено, что Управлением жалоба общества была воспринята как документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий жалобы и документов, которые у них отсутствуют. В дальнейшем Управлением был направлен ответ на жалобу, в котором указало на отсутствие у него правовых оснований для направления вышеуказанной жалобы в Арбитражный суд Иркутской области.
Пропуск срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования об оспаривании решения административного органа.
Не установив наличие обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю обратиться в арбитражный суд в пределах установленного законом срока в соответствии с установленной подведомственностью рассмотрения спора, суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления, и отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод, суд кассационной инстанции учитывает, что пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ограничены проверкой правильности применения норм материального права (часть 1), наличием безусловных процессуальных оснований для отмены обжалуемых судебных актов (часть 2), а также соответствием выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3).
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2019 года по делу N А19-18260/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей общий порядок подачи жалобы на постановление о назначении административного наказания, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Вместе с тем частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие постановления обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
...
По смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается непосредственно в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами (пункт 14 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2020 г. N Ф02-1004/20 по делу N А19-18260/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1004/20
30.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7902/19
04.12.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18260/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18260/19