город Иркутск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А19-22965/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Пахолкина Н.С. (доверенность от 09.01.2020 N 0501/20), Арсентьева Д.В. (доверенность от 09.01.2020 N 0601/20),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года по делу N А19-22965/20188, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Ангарский Водоканал" (ОГРН 1033800517398, ИНН 3801006828, г. Ангарск Иркутской области; далее - МУП АГО "Ангарский Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба, административный орган) от 26.07.2018 N 1153/18.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 31, 33, 61, 80, 82, 83, 84, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с Правилами N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета (ИПУ) исполнитель должен был провести проверку состояния установленных ИПУ и снять показания этих приборов учета, однако предприятием такие проверки не проводились; рассматриваемое жилое помещение оборудовано приборами учета ХВС и ГВС, следовательно, расчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проведения проверки показаний проверяемого прибора учета; собственник передавал показания приборов учета несвоевременно, однако не допускал непередачу более 6 месяцев, в связи с чем предприятие должно было произвести перерасчет пользования услугой по фактическим показаниям на основании пункта 61 Правил N 354; кроме того, судами сделаны выводы только относительно платы за услуги по водоотведению, однако выводы о перерасчете платы за услуги холодного водоснабжения в судебных актах отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). МУП АГО "Ангарский Водоканал" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Службы в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 02 июня 2020 года до 09 июня 2020 года до 12 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель Службы подтвердил вышеизложенную позицию.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.06.2018 N 1153 срп Службой проведена внеплановая документарная проверка по жилищному надзору в отношении МУП АГО "Ангарский Водоканал" в части начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по жилому помещению N 62 в многоквартирном доме N 11, расположенном по адресу:
г. Ангарск, квартал 86 (далее - МКД N 11), в период с января 2015 года по 31 мая 2018 года.
В ходе проверки административным органом установлено, что по информации предприятия кв. N 62 МКД N 11 с 2011 года оборудована индивидуальными приборами учета по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему водоснабжению (ГВС). Государственная поверка ИПУ ГВС была проведена 27.02.2016, ИПУ ХВС - 05.03.2017. Показания ИПУ ХВС и ИПУ ГВС за период с 01.01.2015 по 31.05.2018 от потребителя поступали несвоевременно.
Предприятие в нарушение пунктов 42, 61 Правил N 354 с 01.02.2015 по 31.05.2018 не произвело перерасчет платы ХВС и водоотведение исходя из показаний ИПУ, предоставленных потребителем по кв. N 62 МКД N 11, что подтверждается отсутствием сведений о перерасчетах в графе "перерасчеты" в платежных документах.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.07.2018 N 1153/18.
В предписании от 26.07.2018 N 1153/18 Служба указала, что по состоянию на 31.12.2014 показания по ИПУ ХВС составили 263 м3; 22.05.2015 собственником квартиры N 62 в МКД N 11 были переданы показания ИПУ ХВС, которые составили 319 м3, ИПУ ГВС - 163 м3. Службой запрошены платёжные документы за период с 01.01.2015 по 31.05.2018, при анализе которых установлено, что в платежном документе за февраль 2015 года за индивидуальное потребление за ХВС выставлено в объеме 28 м3, за водоотведение в объеме - 15,310 м3, при этом в графе "перерасчеты" перерасчёт платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения за период с 01.02.2014 по 05.04.2015 не произведен. Также при анализе платежных документов с 01.05.2015 по 31.05.2018 установлено, что перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из показаний ИПУ, предоставленных собственником кв. 62 в МКД N 11, МУП АГО "Ангарский Водоканал" в нарушение пунктов 42, 61 Правил N 354 не произвело, в платежных документах в графе "перерасчеты" сведения о перерасчетах отсутствуют.
Названным предписанием на МУП АГО "Ангарский Водоканал" возложена обязанность в срок до 15.10.2018 устранить нарушения - привести начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по кв. 62 МКД N 11 в соответствие с действующим законодательством, а именно произвести перерасчет платы за период с 01.02.2015 по 31.05.2018 по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из переданных собственником показаний ИПУ.
МУП АГО "Ангарский Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (подпункт "а");
в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б").
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
Согласно пункту 81(12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Судами установлено, что межповерочный срок ИПУ ГВС истек 22.11.2014; государственная поверка ИПУ ГВС была проведена 27.02.2016.
В этой связи суды правильно признали правомерным начисление платы за услугу водоотведения по квартире N 62 МКД N 11, за период с 22.11.2014 по 21.02.2015 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема; с 22.02.2015 по 27.02.2016 - исходя из нормативов водоотведения.
Вместе с тем, начиная с даты проведения государственной поверки ИПУ ГВС (27.02.2016) расчет платы за услугу водоотведения производится согласно показаниям ИПУ.
Суды также установили и это следует из акта проверки и представленных предприятием сведений, что потребитель не предоставлял показания ИПУ ГВС в период с 01.12.2016 по 31.01.2018, затем 11.05.2018, поэтому предприятие, руководствуясь подпунктом "б" пункта 59 и пунктом 42 Правил N 354, произвело расчет (начисление платы) в следующем порядке:
- в период с 01.12.2016 по 28.02.2017 согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объема;
- в период с 01.03.2017 по 30.04.2018 на основании пункта 60 Правил N 354 в соответствии с пунктом 42 Правил, исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных граждан;
- в период с 01.05.2018 по 31.05.2018 исходя из показаний ИПУ.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что потребителем на продолжении значительного периода времени использовался неповеренный прибор ИПУ ГВС, который в силу пункта 81 (12) считался вышедшим из строя, после введения прибора учета ГВС 27.02.2016, потребитель показания прибора учета не предоставлял более трех расчетных периодов, что верно послужило основанием для расчета платы в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354, в связи с чем у Службы отсутствовали правовые основания требовать от предприятия произвести перерасчет за водотведение, исходя из показаний ИПУ.
Вместе с тем данные выводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку судами не учтено следующее.
Согласно пункту 33 Правил N 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу (подпункт к(1)).
Пунктом 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) (подпункт е(1)); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (подпункт е"2).
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета (пункт 84 Правила N 354).
Из материалов дела видно, что потребитель не передавал показания ИПУ ГВС с 01.12.2016 по 31.01.2018, то есть более, чем в течение 6 месяцев. Вместе с тем доказательства проведения предприятием проверок в соответствии с названными нормами Правил в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 61 Правил N 354 установлено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Как следует из акта проверки, потребитель подал показания поверенного ИПУ ГВС 31.01.2018 (321 куб. м).
Таким образом, после получения показаний приборов учета от собственника помещения исполнитель услуг обязан произвести перерасчет пользования услугой по фактическим показаниям индивидуальных приборов учета на основании пункта 61 Правил N 354.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16 февраля 2017 года N АКПИ16-1304.
Кроме того, как следует из акта проверки и оспариваемого предписания, Службой установлено отсутствие со стороны МУП АГО "Ангарский водоканал" перерасчета платы также и за коммунальную услугу ХВС по кв. N 62 МКД N 11.
Из заявления предприятия в арбитражный суд следует, что оно просило признать недействительным предписание Службы полностью.
Между тем, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды в обжалуемых судебных актах указали на отсутствие оснований для перерасчета платы за услуги по водоотведению, однако относительно законности предписания в части требования о необходимости произвести предприятию перерасчет платы за период с 01.02.2015 по 31.05.2018 по холодному водоснабжению исходя из показаний ИПУ, выводы в судебных актах отсутствуют.
Учитывая изложенное, поскольку названное могло привести к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы заявителя не были надлежащим образом исследованы судами в порядке статей 200 - 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое предписание Службы на соответствие действующему законодательству и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2019 года по делу N А19-22965/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 61 Правил N 354 установлено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Как следует из акта проверки, потребитель подал показания поверенного ИПУ ГВС 31.01.2018 (321 куб. м).
Таким образом, после получения показаний приборов учета от собственника помещения исполнитель услуг обязан произвести перерасчет пользования услугой по фактическим показаниям индивидуальных приборов учета на основании пункта 61 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2020 г. N Ф02-2141/20 по делу N А19-22965/2018