город Иркутск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А19-18548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 24.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года по делу N А19-18548/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Березовая роща" (ОГРН: 1143801000188, ИНН: 3801128167, г. Ангарск; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) с требованием о взыскании 46 364 рублей 50 копеек расходов, связанных с погребением невостребованных умерших граждан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития), администрация Ангарского городского округа.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, основания для взыскания с ответчика расходов отсутствуют, поскольку спорный ущерб относится к расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами. Судами не учтено, что надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств в сфере возмещения специализированным службам расходов по погребению.
В письменном отзыве на кассационную жалобу от 10.03.2020 предприятие отклонило доводы ответчика, указав на их несостоятельность.
Министерство социальной защиты поддержало доводы министерства финансов в части несогласия со взысканием убытков (письменный отзыв от 09.04.2020).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с июля 2016 года по июль 2018 года предприятием осуществлены погребения 7 невостребованных умерших, личность которых не установлена, на общую сумму 46 364 рубля 50 копеек.
Ссылаясь на отказ министерства финансов в возмещении указанных расходов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против предъявленных требований, ответчик указал на то, что возложение ответственности на субъекты Российской Федерации по расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами и не обеспеченными денежными ресурсами, недопустимо; министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета по возмещению расходов по погребению является министерство социального развития.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным.
При этом суды исходили из наличия у субъекта Российской Федерации - Иркутской области обязанности по возмещению понесенных истцом расходов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона.
Данная норма не содержит указания на источник финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Между тем, исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ, подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предоставление материальной и иной помощи для погребения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015, гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Суды признали доказанным факт несения предприятием расходов на захоронение в 2016 - 2018 годах умерших граждан, личность которых не установлена, на общую сумму 46 364 рубля 50 копеек.
Данный вывод судов подтверждается представленными в материалы дела реестрами по погребению умерших граждан, актами выполненных работ, справками о смерти, доверенностями на захоронение, медицинскими свидетельствами о смерти. Расчет расходов, подлежащих возмещению, определен исходя из тарифов, установленных органом местного самоуправления (постановления администрации Ангарского городского округа от 24.11.2015 N 1694-па, от 15.03.2018 N 385-па), с учетом положений Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году".
С учетом того, что стоимость выполненных работ по захоронению граждан, личность которых не установлена, подлежит возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оснований для иных выводов не имеется.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащим лицом, представляющим интересы Иркутской области является министерство социального развития, не может быть принят судом кассационной инстанции во внимание, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции не нашел своего подтверждения факт предоставления министерству социального развития денежных средств на финансирование ритуальных услуг по погребению невостребованных умерших, личность которых не установлена.
С учетом положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации интересы Иркутской области по данному спору представляет министерство финансов Иркутской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года по делу N А19-18548/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды признали доказанным факт несения предприятием расходов на захоронение в 2016 - 2018 годах умерших граждан, личность которых не установлена, на общую сумму 46 364 рубля 50 копеек.
Данный вывод судов подтверждается представленными в материалы дела реестрами по погребению умерших граждан, актами выполненных работ, справками о смерти, доверенностями на захоронение, медицинскими свидетельствами о смерти. Расчет расходов, подлежащих возмещению, определен исходя из тарифов, установленных органом местного самоуправления (постановления администрации Ангарского городского округа от 24.11.2015 N 1694-па, от 15.03.2018 N 385-па), с учетом положений Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году".
...
С учетом положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации интересы Иркутской области по данному спору представляет министерство финансов Иркутской области."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2020 г. N Ф02-1007/20 по делу N А19-18548/2019