г. Чита |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А19-18548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.12.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Доржиева Э.П., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рябковым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года по делу N А19-18548/2019 по иску муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Березовая роща" (ОГРН 1143801000188, ИНН 3801128167) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299) о взыскании 46 364 руб. 50 коп., третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 77101683601) в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986), Администрация Ангарского городского округа (ОГРН 1153850021797, ИНН 3801131762),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Березовая роща" обратилось с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области с требованием о взыскании расходов, связанных с погребением невостребованных лиц, в размере 46 364,50 руб.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Администрация Ангарского городского округа
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Березовая роща" взыскано: основной долг в сумме 46364,50 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой. Полагает, что возложение ответственности на субъекты Российской Федерации по расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами и не обеспеченными денежными ресурсами, недопустимо и незаконно. Главным распорядителем средств областного бюджета на данные цели является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство финансов Иркутской области необоснованно указано в оспариваемом решении в качестве ответчика. Просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 26.11.2011 N 1724-па МУП АГО "Березовая роща" присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно Уставу МУП АГО "Березовая роща", предметом деятельности предприятия являются вопросы организации похоронного дела в Ангарском городском округе.
В период с июля 2016 года по июль 2018 года истцом произведено погребение 7 умерших граждан, личность которых не установлена, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Возмещение стоимости услуг за погребение умерших истцом не получено.
Истец заявлением N 77 от 12.04.2019 обратился в Министерство финансов Иркутской области о возмещении расходов по погребению.
В ответ на заявление министерство в письме N 02-52-1753/19/5- 1-08 от 30.04.2019 указало, что пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определены случаи и источники финансирования расходов в части возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется возмещение расходов в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Положением о министерстве, вопросы, связанные с возмещением расходов организациям на погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего, не отнесены в компетенции министерства.
В целях досудебного урегулирования спора, также за возмещением понесенных расходов, истец обратился в Министерство финансов РФ, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району".
Министерство финансов РФ письмом N 06-05- 16/37253 от 23.05.2019 сообщило, что Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не подразумевает расходных обязательств Российской Федерации по возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов; Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования федерального бюджета на указанные цели не предусмотрены.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в письме N 02-53-7217/19-05 от 21.05.2019 сообщило, что возмещение расходов по погребению специализированным службам по вопросам похоронного дела при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение, умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, не может производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
"Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" письмами N 6127 от 29.04.2019, N 11615 от 13.09.2018, N10568 от 24.12.2015 указало, что финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, поскольку в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации подобные расходы не относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением умерших, личность которых не установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив исследованные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
Определение источников финансирования таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015 гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Предприятие осуществляло захоронение умерших граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также не было известно, являлись ли эти граждане на день смерти работающими или пенсионерами.
Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Расчет стоимость оказанных специализированной службой услуг по захоронению 7 невостребованных граждан судом первой инстанции проверен и признан верным.
В силу прямого указания в законе возмещение спорных расходов учреждения следует производить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и в спорном случае надлежащим ответчиком по делу является Иркутская область в лице его финансового органа (министерства финансов).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, которые в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2019 года по делу N А19-18548/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия..
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18548/2019
Истец: МУП Ангарского городского округа "Березовая роща"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Администрация Ангарского городского округа, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации