город Иркутск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А78-2760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года по делу N А78-2760/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее также - Департамент) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее также - Управление Росреестра) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленного уведомлением от 17.12.2018 N КУВД-001/2018- 7672148/1, и незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566, оформленного уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018- 7672148/2; обязании осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (далее - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края) и межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации и отказе в проведении государственной регистрации права собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Забайкальского края на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что судами неправильно применены положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). По мнению Управления Росреестра, предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2006 не влечет разграничение права государственной собственности на него по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ; Департамент распорядился земельным участком в отсутствие государственной регистрации права собственности; документы о принадлежности автомобильной дороги Забайкальскому краю не могли быть учтены судами, поскольку не были представлены в качестве документов-оснований на государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2020 года в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 14 часов 30 минут 11 июня 2020 года, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (размещение информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края N 4813/р от 22.11.2018 государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером: 75:08:000000:1566, Забайкальский край, Карымский район, для содержания и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования "Дарасун-Солнцево".
Право постоянного (бессрочного) пользования ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке (выписка о государственной регистрации права от 07.12.2018).
Департамент 11.12.2018 обратился с заявлением в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, с приложением распоряжения N 4813/р от 22.11.2018 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Уведомлением от 17.12.2018 N КУВД-001/2018-7672148/1 осуществление государственной регистрации права приостановлено на срок до 17.03.2019 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в связи с тем, что к заявлению приложено заключенное после 01.07.2006 (дата введения статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ) распоряжение N 4813/р от 22.11.2018, которое не подтверждает разграничение государственной собственности на земельный участок.
В связи с истечением срока, указанного в уведомлении от 17.12.2018, государственным регистратором на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказано в регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 75:08:000000:1566. Данный отказ оформлен уведомлением от 20.03.2019 N КУВД-001/2018-7672148/2.
Управление Росреестра указало, что заявитель не представил надлежащих документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в частности указав, что согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Земельный участок, который на момент введения в действие статьи 3.1 данного Закона (01.07.2006) не был передан соответствующим организациям или не был занят объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относится к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено; передача земельного участка казенному учреждению в пользование в 2018 году не влечет разграничение государственной собственности на участок по правилам статьи 3.1 указанного Закона и приобретение соответствующего права Забайкальским краем. Документ, подтверждающий право собственности Забайкальского края на указанный земельный участок, не представлен.
Не согласившись с решениями Управления Росреестра от 17.12.2018 и 20.03.2019, Департамент оспорил их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными решения, указали на предоставление Департаментом необходимых документов и отсутствие у Управления Росреестра оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации права.
Выводы судов двух инстанций основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ).
По смыслу статей 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Закон N 137-ФЗ введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Согласно части 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Поскольку из содержания указанной статьи 3.1 Закона и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006), ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 01.07.2006, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.
Пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
Соответствующий правовой подход изложен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 307-ЭС19-13722.
С учетом приведенных норм права суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что предоставление Департаментом, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Забайкальского края, ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, созданному органами власти субъекта Российской Федерации, спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для содержания и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования "Дарсун-Солнцево", повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права субъектом Российской Федерации.
При этом суды, принимая во внимание положения частей 5, 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Читинской области от 13.03.2007 N 425, от 11.04.2007 N 645, акт приема-передачи от 11.04.2007, выписку из реестра государственного имущества Забайкальского края, установили, что на спорном земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Дарсун-Солнцево"; передача данной автомобильной дороги в установленном порядке в собственность Забайкальского края Российской Федерации подтверждается материалами дела; границы спорного земельного участка с кадастровым номером 75:08:000000:1566 находятся в пределах протяженности названной автомобильной дороги.
С учетом установленных обстоятельств суды верно отметили, что спорный земельный участок передан Департаментом государственному специализированному казенному учреждению для содержания и эксплуатации автодороги регионального значения, и является обоснованной необходимостью такого предоставления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404", одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, подтверждающий предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу; представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Департамент представил все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления Росреестра от 17.12.2018 и 20.03.2019 не соответствуют положениям Закона N 218-ФЗ, а также нарушают права и законные интересы Департамента.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию Управления Росреестра по спору, которая являлась предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку, по сути, основаны на ином толковании положений законодательства к установленным обстоятельствам спора, не опровергают выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2019 года по делу N А78-2760/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404", одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, подтверждающий предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу; представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Департамент представил все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления Росреестра от 17.12.2018 и 20.03.2019 не соответствуют положениям Закона N 218-ФЗ, а также нарушают права и законные интересы Департамента."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2020 г. N Ф02-1817/20 по делу N А78-2760/2019