город Иркутск |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А58-3351/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Николиной О.А.,
судей: Барской А.Л., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2019 года по делу N А58-3351/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью муниципальный специализированный застройщик "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435336216, ОГРН 1181447013373, далее - ООО МСЗ "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск", общество) о взыскании 17 989 800 рублей прибыли.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку полученные обществом субсидии подлежат учёту при определении базы по налогу на прибыль, то их также следует учитывать при перечислении части чистой прибыли предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью муниципальный специализированный застройщик "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск" является правопреемником муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" Городского Округа "Город Якутск" (далее - МУП "Агентство по развитию территорий" Городского Округа "Город Якутск").
На основании данных из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.11.2018 установлено, что учредителем ООО МСЗ "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск" является муниципальное образование в лице Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
Согласно данным бухгалтерского баланса МУП "Агентства по развитию территорий" городского округа "Город Якутск" предприятие имело в 2016 году чистую прибыль в размере 179 898 000 рублей
Полагая, что общество в нарушение положений статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161) не перечислило в бюджет часть чистой прибыли в размере 17 989 000 рублей, Департамент обратился в суд за их взысканием.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 17 Закона N 161-ФЗ собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ).
Постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 25.03.2003 N 4-3 утверждено "Положение о перечислении в местный бюджет города Якутска части прибыли муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей".
В пункте 1.2 Положения прибылью муниципального унитарного предприятия признаются полученные доходы в результате финансово-хозяйственной деятельности, уменьшенные на величину производственных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания пунктов 2.1 и 2.2 Положения следует, что собственник имущества муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли предприятия по результатам деятельности за год, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, которая ежегодно до 25 апреля подлежит перечислению в местный бюджет города Якутска.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации).
К доходам в силу пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Статья 250 указанного Кодекса не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
По результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, судами установлено, что чистая прибыль за 2016 год у предприятия образовалась за счет включения в строку 2340 "Прочие доходы" сумм полученных субсидий в размере 460 149 000 рублей, в том числе за счет средств финансового оздоровления в размере 279 625 000 рублей, полученных по соглашениям о предоставлении из бюджета городского округа "Город Якутск" субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при решении вопросов местного значения городского округа "Город Якутск" от 18.03.2016 N 1, от 15.04.2016, от 29.04.2016, от 25.05.2016, от 03.06.2016, от 19.07.2016, от 23.08.2016, от 06.09.2016 от 22.09.2016, от 06.10.2016, от 08.11.2016, заключенным с Департаментом.
Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются и не опровергнуты, доказательств наличия у предприятия в 2016 году чистой прибыли без денежных средств, направленных на целевое финансирование либо их использование с иной целью, а также доказательств наличия чистой прибыли результате использования государственного имущества, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод судов о том, что полученные предприятием денежные средства не позволяют квалифицировать их как прибыль от использования муниципального имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части этих средств на уплату собственнику приведет к снижению эффективности их выделения и недостижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2019 года по делу N А58-3351/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Николина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, судами установлено, что чистая прибыль за 2016 год у предприятия образовалась за счет включения в строку 2340 "Прочие доходы" сумм полученных субсидий в размере 460 149 000 рублей, в том числе за счет средств финансового оздоровления в размере 279 625 000 рублей, полученных по соглашениям о предоставлении из бюджета городского округа "Город Якутск" субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при решении вопросов местного значения городского округа "Город Якутск" от 18.03.2016 N 1, от 15.04.2016, от 29.04.2016, от 25.05.2016, от 03.06.2016, от 19.07.2016, от 23.08.2016, от 06.09.2016 от 22.09.2016, от 06.10.2016, от 08.11.2016, заключенным с Департаментом.
Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются и не опровергнуты, доказательств наличия у предприятия в 2016 году чистой прибыли без денежных средств, направленных на целевое финансирование либо их использование с иной целью, а также доказательств наличия чистой прибыли результате использования государственного имущества, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод судов о том, что полученные предприятием денежные средства не позволяют квалифицировать их как прибыль от использования муниципального имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части этих средств на уплату собственнику приведет к снижению эффективности их выделения и недостижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу адресности и целевого характера бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июня 2020 г. N Ф02-2648/20 по делу N А58-3351/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2648/20
13.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-110/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3351/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3351/19