город Иркутск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А58-7463/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2019 года по делу N А58-7463/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, Ташбаев Абдикахор Ярматович (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа от 04.03.2019 N 1622-ДИЗО/19 Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО г. Якутска, Департамент) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ур. Налыы, с кадастровым номером 14:35:110001:5818, общей площадью 483537 кв. м., об обязании предоставить указанный земельный участок для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на праве аренды в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено с участием прокуратуры города Якутска.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены; на Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по предоставлению Ташбаеву А.Я. указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на праве аренды в соответствии с Административным регламентом "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением Окружной администрацией города Якутска от 27 февраля 2015 года N 55п.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 39.6, 39.14, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Административного регламента предоставления окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением Окружной администрацией города Якутска от 27 февраля 2015 года N 55п (далее - Административный регламент N 55п), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта; право аренды земельного участка из земель населенного пункта для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предоставляется только путем проведения торгов в соответствии с Административным регламентом N 55п, следовательно, указанная судом первой инстанции восстановительная мера путем рассмотрения заявления Ташбаева А.Я. не приведет к предоставлению ему земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.01.2018 Ташбаев А.Я. обратился в Управление сельского хозяйства Окружной администрации города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ур. Налыы для использования под сенокошение.
Письмом от 17.01.2018 N 306-ДИЗО/18 Департамент сообщил Ташбаеву А.Я. о том, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в связи с чем предварительное согласование предоставления земельного участка невозможно. Однако решением от 14.03.2018 N СЗ 13983 Управлением сельского хозяйства Окружной администрации города было предварительно согласовано предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.
09.04.2018 распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" Ташбаеву А.Я. предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ур. Налыы для использования под сенокошение.
Ташбаевым А.Я. были проведены кадастровые работы, 26.10.2018 земельному участку присвоен кадастровый номер 14:35:110001:5818, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
02.11.2018 Ташбаев А.Я. обратился в ДИЗО г. Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ур. Налыы, с кадастровым номером 14:35:110001:5818, общей площадью 483 537 кв. м для использования под сенокошение на основании Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 N 50п.
Распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" от 18.03.2019 N 819зр распоряжение от 09.04.2018 о предварительном согласовании предпринимателю предоставления в аренду спорного земельного участка отменено.
Письмом от 04.03.2019 N 1622-ДИЗО/19 Ташбаеву А.Я. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ур. Налыы, с кадастровым номером 14:35:110001:5818, общей площадью 483 537 кв. м. Департамент указал, что согласно протоколу заседания рабочей группы по рассмотрению решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "город Якутск", от 22.02.019 N 3/19 принято решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства; рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 29.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Административным регламентом N 55п.
Ташбаев А.Я. обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.18 названного Кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в статье 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из содержания письма Департамента от 04.03.2019 N 1622-ДИЗО/19, в оспариваемом отказе отсутствуют ссылки на основания, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции правильно отметил, что указанные в законе основания не предусматривают отказ в предоставлении испрашиваемого участка лишь на том основании, что заявитель руководствовался не тем Административным регламентом.
Учитывая требования земельного законодательства, а также Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", апелляционный суд верно указал, что потребитель, обращаясь за предоставлением муниципальной услуги, руководствуется требованиями законодательства, в данном случае требованиями земельного законодательства, а орган местного самоуправления оказывает такую услугу в рамках выбранного именно им Административного регламента.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Департамент отказал Ташбаеву А.Я. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый им земельный участок расположен в границах населенного пункта, не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемый отказ такого основания не содержит.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Департамента в предоставлении земельного участка.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и несостоятельны в правовом отношении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Вместе с тем в качестве меры, примененной судом первой инстанции в целях восстановления (устранения) нарушенных прав заявителя, суд обязал ДИЗО г. Якутска совершить действия по предоставлению Ташбаеву А.Я. указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на праве аренды в соответствии с Административным регламентом N 55п.
В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание судом определенного способа устранения нарушенных прав заявителя может быть только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, не допустимо.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента N 55п в рамках предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" осуществляются следующие административные процедуры: 1) Рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо заявления о предоставлении земельного участка; 2) Направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги; 3) Экспертиза представленных документов; 4) Опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 5) Подготовка вручение (выдача) проекта договора купли-продажи либо аренды земельного участка (в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, а также при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка); 6) Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, а также требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка); 7) Рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка;
8) Направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги; 9) Экспертиза представленных документов;
10) Вручение (выдача) договора купли-продажи либо аренды земельного участка;
11) Принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе).
Поскольку, как установлено судом первой инстанции, заявление фактически не было рассмотрено ДИЗО г. Якутска в установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом N 55п порядке, соразмерной восстановительной мерой будет являться возложение на Департамент обязанности по повторному рассмотрению данного заявления в порядке, предусмотренном вышеназванными нормами действующего законодательства.
Учитывая изложенное, поскольку судом апелляционной инстанции данное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права не устранено, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует изменить в части обязания Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 201, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2019 года по делу N А58-7463/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года изменить в части обязания Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по предоставлению Ташбаеву А.Я. указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на праве аренды.
В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления Ташбаева Абдихора Ярматовича о предоставлении в аренду земельного участка расположенного по адресу:
г. Якутск, ур. Налыы, с кадастровым номером 14:35:110001:5818, общей площадью 483 537 кв. м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Административным регламентом предоставления окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением Окружной администрацией города Якутска от 27 февраля 2015 года N 55п.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2019 года по делу N А58-7463/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая требования земельного законодательства, а также Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", апелляционный суд верно указал, что потребитель, обращаясь за предоставлением муниципальной услуги, руководствуется требованиями законодательства, в данном случае требованиями земельного законодательства, а орган местного самоуправления оказывает такую услугу в рамках выбранного именно им Административного регламента.
...
Поскольку, как установлено судом первой инстанции, заявление фактически не было рассмотрено ДИЗО г. Якутска в установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом N 55п порядке, соразмерной восстановительной мерой будет являться возложение на Департамент обязанности по повторному рассмотрению данного заявления в порядке, предусмотренном вышеназванными нормами действующего законодательства.
...
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2019 года по делу N А58-7463/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2020 года изменить в части обязания Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по предоставлению Ташбаеву А.Я. указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на праве аренды."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2020 г. N Ф02-2098/20 по делу N А58-7463/2019