город Иркутск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А33-13370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туруханская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2019 года по делу N А33-13370/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Туруханская энергетическая компания" (ИНН 2437005236, ОГРН 1162468095063; далее - ООО "ТуруханскЭнергоком"; общество) о взыскании задолженности по плате на негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 годы в размере 6 243 175 рублей 65 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2019 года произведена замена Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва на его правопреемника - Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, общество справедливо компенсировало экономический ущерб от негативного воздействия на окружающую среду путем внесения платежей за 2016-2017 годы без учета повышающих коэффициентов, поскольку эксплуатируя стационарные источники на праве аренды, осуществляло выбросы в атмосферный воздух на основании разрешений, выданных ОАО "Туруханскэнерго", а в последствии на основании разрешений, выданных непосредственно ООО "ТуруханскЭнергоком". Обществом в 2017 году проведены работы по получению собственных проектов предельно допустимых выбросов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не содержит запрета на использование разрешительных документов выданных иному лицу, но в отношении одних и тех же источников загрязнения.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом представлены в управление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы, согласно которым исчисленный обществом размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 93 778 рублей 61 копейку и 550 533 рубля 49 копеек соответственно.
При проверке расчета управлением выявлено занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года на 1 584 120 рублей 44 копейки, в том числе: на сумму 1 450 807 рублей 20 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в отсутствие разрешительных документов; на сумму 133 313 рубля 24 копейки за размещение отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов.
За 2017 год управлением выявлено занижение обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду на 4 711 728 рублей 76 копеек, в том числе: на сумму 4 523 178 рублей 14 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в отсутствие разрешительных документов; на сумму 188 550 рублей 62 копейки за размещение отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов.
Управлением составлены акты проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 08.02.2019 N 1 и N 2 и выставлены соответствующие требования о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 1 и N 2, которые вручены обществу 20.02.2019 согласно почтовому уведомлению.
В ходе проверки деклараций управлением установлено, что общество осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также размещение отходов производства и потребления при отсутствии действующих разрешений. При расчете платы следовало применять повышающие коэффициенты 5 (для исчисления платы за размещение отходов в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) и 25 (для исчисления платы за осуществление выбросов в атмосферный воздух в отсутствие действующих разрешений).
Доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду произведено управлением с учетом произведенной обществом оплаты за указанные периоды 696 985 рублей 65 копеек и полученных обществом в 2017 году разрешительных документов на выбросы загрязняющих веществ на выбросы загрязняющих веществ по следующим объектам: с. Туруханск (разрешение от 15.11.2017 N 1/1735-од), д. Сургутиха, с. Верещагино (разрешение от 15.11.2017 N 1/1736-0д) д. Подкаменная Тунгуска (разрешение от 11.12.2017 N 1/1898-од), д. Колокольный Яр (разрешение от 24.11.2017 N 1/1786-од), д. Индыгино (разрешение от 28.11.2017 N 1/1807-од), п. Алинское (разрешение от Э 28.11.2017 N 1/1808-од), п. Сандакчес (разрешение от 26.12.2017 N 1/2016-од), п. Чулково (разрешение от 26.12.2017 N 1/2017-од), п. Объединенный (разрешение от 26.12.2017 N 1/2015-од).
Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы составила 6 243 175 рублей 65 копеек.
Неуплата обществом задолженности явилась основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды руководствовались статьями 16, 16.3,16.4,19, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747), Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду").
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
В силу пункта 9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
В соответствии с пунктом 10 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, при определении платежной базы учитываются: объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы); объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
На основании статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей до 01.01.2019), применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Исходя из изложенного, разработка нормативов предельно допустимых выбросов и обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, а также разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возложена на субъекты хозяйственной и иной деятельности (природопользователей), эксплуатирующих объекты негативного воздействия.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений участвующих в деле лиц судами установлено, что действия управления по доначислению платы за негативное воздействие с повышающими коэффициентами, в отсутствие у ответчика разрешительных документов, являются законными и обоснованными.
Расчет судами проверен и признан правильным.
Довод общества о том, что оно осуществляло выбросы в атмосферный воздух на основании разрешений, выданных ОАО "Туруханскэнерго"; Закон об охране атмосферного воздуха не содержит запрета на использование разрешительных документов выданных иному лицу, но в отношении одних и тех же источников загрязнения, отклоняется, как необоснованный.
Обязанности общества разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрены пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Учитывая, что ООО "Туруханская энергетическая компания" не является правопреемником ОАО "Туруханскэнерго", нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для ООО "Туруханская энергетическая компания" на спорный период не были установлены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и данной судом оценкой доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2019 года по делу N А33-13370/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей до 01.01.2019), применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
...
Довод общества о том, что оно осуществляло выбросы в атмосферный воздух на основании разрешений, выданных ОАО "Туруханскэнерго"; Закон об охране атмосферного воздуха не содержит запрета на использование разрешительных документов выданных иному лицу, но в отношении одних и тех же источников загрязнения, отклоняется, как необоснованный.
Обязанности общества разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрены пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2020 г. N Ф02-1790/20 по делу N А33-13370/2019