город Иркутск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А19-15698/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кац В.А. (доверенность от 19.07.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 года по делу N А19-15698/2019 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН: 1023801003313, ИНН: 3800000220, далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании недействительными предписаний от 15.04.2019 N 606/19-2, от 15.04.2019 N 606/19-3, от 15.04.2019 N 606/19-4, от 15.04.2019 N 606/19-5, от 15.04.2019 N 606/19-6, от 15.04.2019 N 606/19-7, от 15.04.2019 N 606/19-8, от 15.04.2019 N 606/19-9, от 15.04.2019 N 606/19-10, от 15.04.2019 N 606/19-11, от 15.04.2019 N 606/19-12, от 15.04.2019 N 606/19-13, от 15.04.2019 N 606/19-14, от 15.04.2019 N 606/19-15, от 15.04.2019 N 606/19-16, от 15.04.2019 N 606/19-17, от 15.04.2019 N 606/19-18, от 15.04.2019 N 606/19-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гидростроитель" (далее - ООО УК "Гидростроитель") и администрация муниципального образования города Братска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области признаны недействительными.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт - в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе ранее принятое решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на то, что обязанность по надлежащему содержанию общедомового имущества многоквартирного дома лежит на ООО УК "Гидростроитель"; судом апелляционной инстанции неверно применены нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении); судом апелляционной инстанции не приняты во внимание судебные акты, обладающие по отношению к настоящему делу преюдициальным значением.
В отзывах на кассационную жалобу Служба и ООО УК "Гидростроитель" с доводами кассационной жалобы не согласны, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Служба и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ПАО "Иркутскэнерго" доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 606-ср-п от 25.03.2019, Службой в отношении ПАО "Иркутскэнерго" проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением требований действующего законодательства в сфере энергоснабжения. При проведении проверки установлено, что собственниками двух многоквартирных домов в г. Братске в 2015 году выбран способ управления - управляющей организацией ООО УК "Гидростроитель", собственниками семнадцати многоквартирных домов выбран способ управления - непосредственное управление, с заключением договоров об оказании услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с ООО УК "Гидростроитель".
Также Службой установлено, что в спорных многоквартирных домах, смонтированные ресурсоснабжающей организацией и введенные в эксплуатацию в 2013 году общедомовые приборы учета тепловой энергии, по результатам контрольной проверки в 2017 году не были допущены к коммерческим расчетам в связи с ненадлежащей их эксплуатацией собственниками многоквартирных домов (просрочена поверка, расходомер, установленный на обратном трубопроводе, находится под грязевиком подающего трубопровода); в нарушение части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, выявив факт невыполнения собственниками приборов учета обязанности по обеспечению надлежащей их эксплуатации и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ПАО "Иркутскэнерго" не приступило к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Результаты проверки отражены в акте от 15.04.2019 N 606/19. Службой 15.04.2019 ПАО "Иркутскэнерго" выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений. В качестве мероприятий (работ), подлежащих исполнению, указано на необходимость проведения поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии, обеспечение ввода их в эксплуатацию после проведения поверки, предоставление подтверждающих документов в Службу в срок до 02.09.2019.
Не согласившись с указанными предписаниями Службы, общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что ООО УК "Гидростроитель" должно обеспечивать постоянную готовность общедомовых приборов учета, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе производить поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания возлагают на ресурсоснабжающую организацию обязанность, исполнение которой не относится к ее компетенции.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда о наличии у ООО УК "Гидростроитель" указанной выше обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета, но ввиду положений части 12 статьи 13 Закон об энергосбережении, предусматривающих также обязанность ресурсоснабжающей организации об эксплуатации приборов учета, признал ошибочным вывод суда о незаконности оспариваемых предписаний.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общедомовые приборы учета тепловой энергии входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к" пункта 11 Правил N 491).
Согласно подпункту "а" пункта 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2.3 статьи 161, статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, организация, оказывающая услуги по содержанию общего имущества, несут ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Принимая во внимание указанные нормы права, в том числе нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащие положения аналогичные установленным в Правилах N 491, суд округа соглашается с судами первой и апелляционной инстанций, доводами заявителя кассационной жалобы о наличии у ООО УК "Гидростроитель" обязанности по обеспечению постоянной готовности общедомовых приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общедомового имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, необходимо принимать во внимание следующее.
Положения статьи 13 Закона об энергосбережении предусматривают обязательные требования о наличии приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1), а также обязанность собственников помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов, в том числе коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов (часть 5).
Для организаций, которые осуществляют снабжение ресурсами, предусмотрена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, с 1 июля 2010 года. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Из положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что до 1 июля 2013 года, в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, если собственниками не исполнена обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, у организации, снабжающей или передающей ресурсы, возникает обязанность приступить к эксплуатации этих приборов учета, по истечении двух месяцев с момента выявления нарушения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, актом проверки от 15.04.2019 N 606/19 подтверждается, что собственниками (управляющей компанией, организацией, оказывающей услуги по содержанию общего имущества) общедомовых приборов учета не обеспечена надлежащая эксплуатация общедомовых приборов учета тепловой энергии, не проведены своевременные поверки данных приборов, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах многоквартирных домов, поскольку в мае 2017 года наступили сроки очередных поверок приборов.
Просрочка поверок общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах по ранее указанным адресам была выявлена в ноябре 2017 года, что не оспаривается сторонами.
Учитывая установленные обстоятельства, при указанном выше правовом регулировании, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что возложенная предписаниями Службы на ПАО "Иркутскэнерго" обязанность по поверке приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах и последующий их ввод в эксплуатацию, как на организацию осуществляющую снабжение тепловой энергией спорных многоквартирных домов, не противоречит требованиям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, и права и законные интересы заявителя не нарушает, принимая во внимание также, что понесенные расходы подлежат отнесению на собственников помещений.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебный акт по делу N А19-15700/2019 не принимается судом округа, поскольку положения о преюдициальности ранее принятого судебного акта освобождают лишь от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают их иной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
В рассматриваемом случае обществом оспаривается предписание, которым на заявителя возложена предусмотренная Законом и неисполненная обязанность приступить к эксплуатации приборов учета (провести поверку приборов учета и осуществить ввод их в эксплуатацию), в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей собственниками помещений по их эксплуатации, что свидетельствует об ином характере спора по сравнению с приведенным заявителем судебным актом, согласно которому оспаривалось постановление о привлечении общества к административной ответственности с указанием в качестве нарушения необеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, в связи с чем суды установили недоказанность административным органом правильности определенного им субъекта с учетом такого нарушения.
Иные приведенные обществом судебные акты также основаны на других фактических обстоятельствах, в связи с чем не могут быть учтены судом округа как имеющие правового значения для настоящего дела.
Апелляционным судом дана правильная правовая оценка установленным и исследованным в полном объеме фактическим обстоятельствам по рассматриваемому спору и обосновано признано законным оспариваемое предписание. Выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 года по делу N А19-15698/2019 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.