город Иркутск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А78-16935/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Гержан В.А. (доверенность от 04.12.2018, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Шестого арбитражного апелляционного суда кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 декабря 2019 года по делу N А78-16935/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН: 1137500000978, ИНН: 7536986902, г. Чита; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261, г. Москва; далее - министерство обороны) 1 414 227 рублей 46 копеек задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.10.2015 по 01.01.2018, с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037550010519, ИНН: 7536029036, г. Чита; далее - учреждение), а при недостаточности у него денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице главного распорядителя - Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федеральной казны 3 887 171 рубля 56 копеек задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.10.2015 по 01.01.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Востокрегионжилье".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу фонда взыскано 1 414 227 рублей 46 копеек задолженности. С учреждения, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу фонда взыскано 3 875 214 рублей 07 копеек задолженности.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обороны и учреждение обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
По мнению министерства обороны, основания для взыскания задолженности у судов отсутствовали в связи с недоказанностью истцом фактов направления платежных документов в адрес ответчиков и несения фондом расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды необоснованно привлекли министерство обороны к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения.
По мнению учреждения, взыскание с него задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов произведено судами неправомерно, поскольку ответчик не является собственником жилых помещений и не получает финансирование на данные расходы.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании представитель министерства обороны поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом спора является взыскание задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Арбитражные суды признали заявленный иск обоснованным по праву. При этом суды исключили из расчета задолженность по квартирам, расположенным по адресам:
г. Чита, ул. Дивизионная, 10-15, мкр. Осетровка, 19-4, пер. Железобетонный, 14-77, в связи с недоказанностью истцом принадлежности указанных квартир учреждению на каком - либо праве.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
В силу положений статей 210, 214, 131, 249, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 153, 154, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники и законные владельцы (с момента возникновения права оперативного управления) обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения в том числе взносов на капитальный ремонт.
Факт внесения многоквартирных домов в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края (утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 590), сторонами не оспаривается.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период с 01.10.2015 по 01.01.2018 часть спорных помещений многоквартирных домов находилась в собственности министерства обороны, а другая часть - в собственности министерства обороны, но была передана учреждению на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали задолженность за счет министерства обороны (собственника имущества) и за счет учреждения (законного владельца), а в случае недостаточности у последнего денежных средств - с Министерства обороны Российской Федерации в субсидиарном порядке.
Выводы судов основаны на положениях статей 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 7, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены судами правильно.
С учетом изложенного оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод министерства обороны об отсутствии оснований для его привлечения к субсидиарной ответственности отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Российская Федерация в лице Министерства обороны осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению, и несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения в силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку субсидиарная ответственность министерства обороны наступит лишь в случае установления факта недостаточности у основного должника денежных средств при исполнении судебного акта.
Довод министерства обороны о ненаправлении истцом ответчику платежных документов и отсутствии доказательств несения расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку сами по себе данные обстоятельства не освобождают собственника от исполнения предусмотренной законом обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 декабря 2019 года по делу N А78-16935/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов основаны на положениях статей 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 7, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
...
Довод министерства обороны об отсутствии оснований для его привлечения к субсидиарной ответственности отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Российская Федерация в лице Министерства обороны осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению, и несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения в силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку субсидиарная ответственность министерства обороны наступит лишь в случае установления факта недостаточности у основного должника денежных средств при исполнении судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2020 г. N Ф02-2486/20 по делу N А78-16935/2018