город Иркутск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А19-8472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кац В.А. (доверенность от 19.07.2017, диплом), Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Арсентьева Д.В.(доверенность от 09.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2020 года по делу N А19-8472/2019 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313 ИНН 3800000220, г. Иркутск; далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 25.01.2019 N 2258/18 в редакции распоряжения от 22.10.2019 N 372-ср в части абзаца 2 в разделе "Установленные факты нарушений" пункта 1, пункта 2 в разделе "Мероприятия (работы), подлежащие исполнению"
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены. На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции пунктов 106, 108, 109 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о признании обществом факта представления 25.10.2019 результатов испытаний от 22.10.2018 не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку представление в Службу обществом названных протоколов подтверждается письмом от 14.01.2019; акт отсутствия протоколов лабораторных испытаний Службой не составлялся; 08.07.2019 протоколы повторно вручены Службе в ходе судебного заседания; судом не приняты во внимание ссылки общества на пункты 106, 108, 109 Правил N 354, которыми установлена процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, и отсутствие доказательств обращения жителей и управляющей компании в спорный период с такими обращениями;
ПАО "Иркутскэнерго" не имеет на территории микрорайона "Зеленый" своих источников тепловой энергии, следовательно, у него отсутствует обязанность проводить проверку питьевой воды на ее соответствие качеству; судом не дана оценка незаконным действиям Службы по внесению изменений в оспариваемое предписание; суд апелляционной инстанции неправомерно не принял во внимание выводы суда общей юрисдикции, который пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания на основании протоколов лабораторных исследований.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ПАО "Иркутскэнерго" и Службы в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 16 июня 2020 года до 23 июня 2020 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель ПАО "Иркутскэнерго" подтвердила изложенную позицию.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.12.2018 N 2258-спр Службой проведена внеплановая выездная проверка по жилищному надзору в отношении ПАО "Иркутскэнерго" в части правильности начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирных домах (МКД) NN 3, 30, 31, 10, 2, расположенных по адресу:
г. Иркутск, мкр. Зеленый, в период с июля 2018 года по ноябрь 2018 года.
В ходе проверки Службой установлено, что в период с марта 2016 по июль 2018 года в г. Иркутске, мкр. Зеленый, МКД N 3, 30, 31, 10, 2 коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывалась ненадлежащего качества, что подтверждается актом-протоколом лабораторных испытаний N 3034 от 14.03.2016, протоколами лабораторных испытаний от 14.03.2016 N 3036, N 3042, N 3035; в период с марта 2018 года по июль 2018 года в МКД N 30 коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставлялась ненадлежащего качества, что подтверждается экспертным заключением о соответствии нормативным документам результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений от 01.03.2018.
В этой связи в указанные периоды потребителям в МКД N N 3, 30, 31, 10, 2 обществом производился перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
В период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года ПАО "Иркутскэнерго" производило начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, при этом в каждом расчетном периоде производился перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества в размере начисленной за такой период платы.
В октябре 2018 года общество на основании представленного МУП "ТЭСИ" результата лабораторных испытаний от 19.06.2018 N 355В произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с июля 2018 года по сентябрь 2018 года в сторону увеличения.
Также ПАО "Иркутскэнерго" произвело начисление платы за названную коммунальную услугу за октябрь, ноябрь 2018 года. При этом перерасчет платы ввиду предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества за указанные периоды не производился, по МКД N 3 перерасчет произведен за расчетный период ноябрь 2018 года, за расчетный период октябрь 2018 года перерасчет отсутствует.
При анализе представленных обществом результатов лабораторных испытаний N 355В от 19.06.2018 установлено, что отбор проб горячей воды осуществлялся по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, котельная N 225, на выходе из котельной, то есть не на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем МКД и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, административный орган посчитал, что результат лабораторных испытаний от 19.06.2018 N 355В не может являться документом, подтверждающим в соответствии с пунктом 112 Правил N 354 окончание периода предоставления услуги ненадлежащего качества в МКД NN 3, 30, 31, 10, 2.
Таким образом, Служба посчитала, что общество безосновательно произвело перерасчет платы в октябре 2018 года за период с июля по сентябрь 2018 года в сторону увеличения, а также не произвело перерасчет платы за расчетный период октябрь, ноябрь 2018 года по МКД N N 30, 31,10, 2, и по МКД N 3 за расчетный период октябрь 2018 года, чем нарушило пункты 98, 112 Правил N 354.
Согласно предписанию Службы от 25.01.2019 N 2258/18 обществу в срок до 05.04.2018 необходимо, в том числе произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, предоставленную в МКД NN 31, 10, 2, 30 в расчетных периодах октябрь, ноябрь 2018 года; представленную в МКД N 3 в расчетном периоде в октябре 2018 года (абзац 2 в разделе "Установленные факты нарушений" пункта 1, пункт 2 в разделе "Мероприятия (работы), подлежащие исполнению").
Распоряжением от 22.10.2019 Служба внесла изменения в предписание от 25.01.2019 N 2258/18, а именно в разделе "Мероприятия (работы) подлежащие исполнению" в части перерасчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества слова "в МКД N 31, МКД N 10, МКД N 2, МКД N 30 предоставленную в расчетных периодах октябрь, ноябрь 2018 года; представленную в МКД N 3 в расчетном периоде в октябре 2018 года" заменить словами "в МКД N 31, МКД N 10, МКД N 2, МКД N 30 предоставленную в период с 01 октября 2018 года по 22 октября 2018 года; представленную в МКД N 3 в период в с 01 октября 2018 года по 22 октября 2018 года".
ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением об оспаривании предписания, уточнив в ходе судебного разбирательства, что оспаривает предписание в редакции распоряжения от 22.10.2019.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания Службы. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с разработанной схемой теплоснабжения, утвержденной приказом Минэнерго России от 24.12.2013 N 930, ПАО "Иркутскэнерго" присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) на территории г. Иркутска с 01.04.2014.
В зону деятельности ЕТО вошла, в том числе система теплоснабжения от котельной N 225-226, расположенной в мкр. Зеленый.
В соответствии с пунктом 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Единая теплоснабжающая организации при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с потребителями, в том числе посредством заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с теплоснабжающими организациями.
Как установлено судом, ПАО "Иркутскэнерго" заключило договоры с потребителями на предоставление коммунальной услуги и коммунального ресурса горячего водоснабжения в многоквартирные дома в мкр. Зеленый МКД N N 31, 10, 2, 30, 3. Следовательно, обязательства по поставке потребителям надлежащих коммунального ресурса и услуги лежит на ПАО "Иркутскэнерго", о чем свидетельствуют платежные документы, выставляемые обществом потребителям и представленные в материалы дела. Соответственно, именно ПАО "Иркутскэнерго" несет обязательства перед потребителями за предоставление надлежащего качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно СаНПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" теплоснабжающая организация обязана проводить производственный контроль качества горячей воды, который обеспечивается в аккредитованных лабораториях и с периодичностью, установленной в законном порядке, и требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01.
Пунктом 24 приложения 1(1) к Правилам N 354 (Типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)) установлено, что ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов (подпункт "а" пункта 112 Правил N 354).
Руководствуясь названным правовым регулированием, и учитывая выше изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ПАО "Иркутскэнерго", как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения или до внешней границы стены многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что стена котельной, указанная в результате лабораторных испытаний N 355В от 19.06.2018 в качестве места отбора проб горячей воды, не относится ни к границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, ни к внешней границе стены многоквартирного дома.
В этой связи суд апелляционной инстанции мотивированно признал правильным вывод Службы о том, что результат лабораторных испытаний от 19.06.2018 N 355В, в основу которого положены пробы, взятые на выходе из котельной, то есть на границе тепловых сетей котельной и границе раздела централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, не относящихся к внутридомовым инженерным системам указанных МКД, не может являться документом, подтверждающим окончание периода предоставления услуги ненадлежащего качества в МКД NN 3, 30, 31, 10, 2.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ПАО "Иркутскэнерго" не имеет на территории микрорайона "Зеленый" своих источников тепловой энергии, следовательно, у него отсутствует обязанность проводить проверку питьевой воды на ее соответствие качеству, правомерно был отклонен судом апелляционной инстанции с учётом того, что ПАО "Иркутскэнерго" обязано было и заключило договоры предоставления коммунальной услуги с потребителями, выставляло им соответствующие счета, и именно оно обязано было предоставлять потребителям надлежащую коммунальную услугу. Ответственность гарантирующего поставщика перед потребителями не может быть переложена на лиц, состоящих с ПАО "Иркутскэнерго" в гражданско-правовых отношениях.
Суд также учел, что согласно протоколам лабораторных исследований от 25.10.2018, свидетельствующим о надлежащем качестве поставляемой ПАО "Иркутскэнерго" коммунальной услуги с 22.10.2018, забор воды для исследования производился на границе стены домов.
Довод общества о том, что представление в Службу обществом названных протоколов от 25.10.2018 подтверждается письмом от 14.01.2019, не может быть принят о внимание.
Как следует из письма общества от 14.01.2019 (приложения) в ответ на запрос Службы, ПАО "Иркутскэнерго" представило протоколы лабораторных исследований на 24 листах, результаты лабораторных испытаний на 2 листах без указания на даты и номера приложенных к письму протоколов. В самом письме общество указало лишь на наличие результата лабораторных испытаний от 19.06.2018 N 355В (л.д.19-20 т.1). Факт представления обществом протоколов от 25.10.2018 в Службу вместе с письмом от 14.01.2019 материалами дела не подтвержден.
Апелляционный суд мотивированно отклонил ссылку общества на обстоятельства, установленные постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кировского района г. Иркутска от 08 июля 2019 года, поскольку в данном случае названное постановление было принято по административному делу о привлечении общества к ответственности за нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим правовая оценка мировым судом действий общества и примененные им положения закона, на которых основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело. Предметом спора по настоящему делу является предписание Службы от 25.01.2019 N 2258/18 в редакции Распоряжения от 22.10.2019 N372-ср.
Довод заявителя жалобы о незаконности действий Службы по внесению изменений в оспариваемое предписание, не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, учитывая отсутствие правового обоснования запрета на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений. В данном случае изменения в оспариваемое предписание внесены Службой, принимая о внимание информацию о лабораторных исследованиях контроля качества питьевой воды, предоставленную ПАО "Иркутскэнерго", в части периода, за который необходимо произвести перерасчет платы в сторону его уменьшения. Доказательства нарушения прав и законных интересов общества в связи с внесенными изменениями заявителем не представлены.
Ссылки общества на пункты 106, 108, 109 Правил N 354, которыми установлена процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, и на отсутствие доказательств обращения жителей и управляющей компании в спорный период с такими обращениями, не могут быть приняты во внимание, как не влияющие на выводы суда, поскольку в рассматриваемом случае спорным является вопрос о дате окончания периода предоставления услуги ненадлежащего качества.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2020 года по делу N А19-8472/2019 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд мотивированно отклонил ссылку общества на обстоятельства, установленные постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кировского района г. Иркутска от 08 июля 2019 года, поскольку в данном случае названное постановление было принято по административному делу о привлечении общества к ответственности за нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим правовая оценка мировым судом действий общества и примененные им положения закона, на которых основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело. Предметом спора по настоящему делу является предписание Службы от 25.01.2019 N 2258/18 в редакции Распоряжения от 22.10.2019 N372-ср.
...
Ссылки общества на пункты 106, 108, 109 Правил N 354, которыми установлена процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, и на отсутствие доказательств обращения жителей и управляющей компании в спорный период с такими обращениями, не могут быть приняты во внимание, как не влияющие на выводы суда, поскольку в рассматриваемом случае спорным является вопрос о дате окончания периода предоставления услуги ненадлежащего качества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2020 г. N Ф02-2642/20 по делу N А19-8472/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2642/20
20.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-721/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8472/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8472/19