город Иркутск |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А58-8916/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
от 05 ноября 2019 года по делу N А58-8916/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к арбитражному управляющему Бацалеву Евгению Владимировичу (далее - Бацалев Е.В., арбитражный управляющий
) с заявлением о привлечении к административной ответственности
за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 3.1
статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республике Саха (Якутия) от 05 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года, в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности отказано.
Управление, не согласившись с решением и постановлением, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Административный орган полагает, что суд первой инстанции допустил существенные процессуальные нарушения при рассмотрении настоящего дела, не указал в решении надлежащие нормы, которые, по его мнению, были нарушены Управлением при составлении протокола об административном правонарушении.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочными выводы судов о несоблюдении им процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Судами не дана оценка извещению Управлением арбитражного управляющего посредством электронной почты, достоверность и принадлежность адреса которой Бацалеву Е.В. подтверждается публикациями в ЕФРСБ и не оспаривается арбитражным управляющим. Судами не учтено, что Бацалев Е.В. не являлся в отделение почтовой связи за получением корреспонденции, направлявшейся ему по иным известным адресам и потому должен нести риски своего бездействия.
Как указано в кассационной жалобе, в СРО АУУ "Синергия" и Управлением Росреестра по Иркутской области выявлено ненадлежащее исполнение Бацалевым Е.В. обязанности по получению корреспонденции в рамках дел о несостоятельности (банкротстве).
В отзыве на кассационную жалобу Бацалев Е.В. выразил несогласие с ее доводами, просил оставить без изменения решение и постановление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещались в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети "Интернет", однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.05.2019 административным органом вынесено определение N 00211419 о возбуждении в отношении арбитражного управляющего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
25.07.2019 административным органом в адрес арбитражного управляющего направлено уведомление о необходимости явки 05.08.2019 в 15 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Ярославского, 37, каб. 306, для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Уведомление направлено по почте и телеграммами на следующие адреса: г. Владивосток, ул. Русская, д. 11, кв. 129; г. Владивосток, а/я 107; г. Владивосток, ул. Тигровая, д. 7, оф. 807А.
По факту выявленных нарушений, в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, должностным лицом административного органа в отношении Бацалева Е.В. составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2019 N 00121419, которым зафиксированы нарушения арбитражным управляющим положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о несоблюдении Управлением процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношен ии которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
На основании статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (часть 2 статьи 25.15 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам, сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В пункте 24 Постановления N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления ненадлежащим лежат на административном органе.
Как разъяснено в пункте 24.1 Постановления N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Судами установлено, что уведомление о необходимости явиться для составления протокола 05.08.2019 в 15 часов 00 минут направлено Управлением по адресам:
г. Владивосток, ул. Русская, д. 11, кв. 129; г. Владивосток, а/я 107; г. Владивосток, ул. Тигровая, д. 7, оф. 807А. Указанная выше почтовая корреспонденция по состоянию на дату составления протокола адресату вручена не была. Телеграммы, направленные по тем же адресам, арбитражному управляющему также не вручены.
При этом с 04.04.2019 Бацалев Е.В. снят с регистрационного учета по адресу:
г. Владивосток, ул. Русская, д. 11, кв. 129 и зарегистрирован по другому адресу, на который соответствующая корреспонденция административным органом не направлялась. Невозможность выяснения вопроса о месте жительства арбитражного управляющего в ходе производства по делу об административном правонарушении Управлением не обоснована.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что в рассматриваемом случае направленное Управлением посредством электронной почты извещение не может быть признано надлежащим, так как не представлены доказательства принадлежности соответствующего электронного ящика Бацалеву Е.В. и достоверные сведения о получении им соответствующего электронного письма.
Кассационный суд также полагает необходимым отметить, что применительно к части 4 статьи 25.15 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может быть поставлено в вину неполучение корреспонденции по электронному адресу, волеизъявление на ведение переписки через который в ходе производства по делу об административном правонарушении не было доведено до Управления арбитражным управляющим.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен без участия арбитражного управляющего или его представителя (защитника) и в отсутствие надлежащих доказательств уведомления Бацалева Е.В. о времени и месте совершения указанного процессуального действия.
Следовательно, Управлением требования статьи 28.2 КоАП РФ не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты арбитражному управляющему не обеспечена.
Указанное нарушение является существенным и не могло быть устранено на стадии рассмотрения судом дела о привлечении к административной ответственности.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Суд округа не усматривает, что судами двух инстанций были допущены какие-либо существенные нарушения норм процессуального права, влияющие на законность принятых по делу решения и постановления.
Ссылка административного органа на то, что согласно материалам СРО АУУ "Синергия" и Управления Росреестра по Иркутской области Бацалев Е.В. ненадлежащим образом исполняет обязанности по получению корреспонденции в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), не подтверждает соблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении в настоящем деле. Применительно к рассматриваемым отношениям не может быть применена презумпция недобросовестности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на законность вынесенных по делу судебных актов, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которым дана надлежащая правовая оценка, и по своей сути выражают несогласие административного органа с оценкой судов обстоятельств дела и выводами, сделанными на ее основе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Таким образом, суды правомерно отказали Управлению в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
По результатам рассмотрения жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 ноября 2019 года по делу N А58-8916/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 24.1 Постановления N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
...
Кассационный суд также полагает необходимым отметить, что применительно к части 4 статьи 25.15 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может быть поставлено в вину неполучение корреспонденции по электронному адресу, волеизъявление на ведение переписки через который в ходе производства по делу об административном правонарушении не было доведено до Управления арбитражным управляющим.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен без участия арбитражного управляющего или его представителя (защитника) и в отсутствие надлежащих доказательств уведомления Бацалева Е.В. о времени и месте совершения указанного процессуального действия.
Следовательно, Управлением требования статьи 28.2 КоАП РФ не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты арбитражному управляющему не обеспечена."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2020 г. N Ф02-1618/20 по делу N А58-8916/2019