город Иркутск |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А19-18551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное управление" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-18551/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное управление" (ОГРН 1053801078210, ИНН 3801077064, г. Ангарск Иркутской области; далее - ООО "УК "Жилищное управление", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба, административный орган) от 03.07.2019 N 1-361/19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 102380174894, ИНН 381206504, г. Иркутск; далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", региональный оператор).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
ООО "УК "Жилищное управление" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 1.5, 2.1, 2.9, 4.5, 14.1.3, 24.5, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 148(1), 148(11), 148(21) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе направить протокол общего собрания напрямую региональному оператору или ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую компанию; общество направляло в адрес регионального оператора информацию об обслуживаемых домах и протоколы общих собраний, на которых собственники приняли решения о заключении "прямых" договоров с региональным оператором; региональный оператор - ООО "РТ-НЭО Иркутск" выставляет плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) каждому потребителю, в том числе в домах, отраженных в оспариваемом постановлении и взимает плату за услугу, а собственники производят оплату непосредственно региональному оператору; ООО "РТ-НЭО Иркутск" не обращалось к обществу за заключением договоров на оказание услуг с ТКО; таким образом, между собственниками и региональным оператором заключен "прямой" договор на оказание услуг с ТКО, следовательно, у общества отсутствовала обязанность заключать такой договор; поскольку Жилищным кодеком Российской Федерации, Правилами N 354 срок заключения договора на оказание потребителям услуги по обращению с ТКО установлен до 01.01.2019, с этой даты должен исчисляться двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который истек 01.04.2019, следовательно, постановление вынесено Службой с нарушением срока давности; также имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Жилищное управление" имеет лицензию от 29.04.2015 N 000128 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией многоквартирных домов (МКД) в г. Ангарске по следующим адресам: квартал 80: д. 2, д. 3, д. 4, д. 6, д. 7, д. 9, д. 10, д. 15, д. 16, д. 17; квартал 84: д. 2, д. 3, д. 4, д. 8, д. 9, д. 14, д. 16, д.25, д. 26; квартал 85: д. 2, д. 3, д. 5, д. 7, д. 8, д. 10, д. 14, д. 19, д. 20, д. 21, д. 91, д. 92, д. 93; квартал 86: д. 8, д. 11, д. 14, д. 15, д. 16, д. 40; квартал 88: д. 11, д. 13, д. 15.
На основании распоряжения от 03.04.2019 N 670 ср-п Службой в период с 04.04.2019 по 06.05.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Жилищное управление" с целью проверки информации, содержащейся в обращении, поступившем 19.03.2019.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 157.2, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункта 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); пунктов 148 (7), 148 (8) Правил N 354 общество не исполнило обязанность по заключению с ООО "РТ-НЭО Иркутск" договора на оказание услуг по обращению с ТКО, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям многоквартирных домов, а также не исполнило обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении следующих МКД: квартал 80:
д. 2, д. 3, д. 4, д. 6, д. 7, д. 9, д. 10, д. 15, д. 16, д. 17; квартал 84: д. 2, д. 3, д. 4, д. 8, д. 9, д. 14, д. 16, д.25, д. 26; квартал 85: д. 2, д. 3, д. 5, д. 7, д. 8, д. 10, д. 14, д. 19, д. 20, д. 21, д. 91, д. 92, д. 93; квартал 86: д. 8, д. 11, д. 14, д. 15, д. 16, д. 40; квартал 88: д. 11, д. 13, д. 15.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.05.2019 N 670/19.
По факту нарушения лицензионных требований Службой в отношении общества 03.06.2019 составлен протокол N 0350 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Службы от 03.07.2019 N 1-361/19 ООО "УК "Жилищное управление" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого обществу правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными, помимо требований, указанных в пунктах 1 - 6.1 части 1 данной статьи, являются и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; (подпункты "а", "б" пункта 3 Положения N 1110).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
Правилами N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил (пункт 148(1)).
С учетом пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать как региональный оператор по обращению с ТБО, так и управляющая организация, которая согласно пункту 148(7) Правил оказывает услугу посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 8 (1) Правил N 1156).
Из статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 148(11) Правил N 354 следует, что коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае судами установлено, что общество на дату составления акта проверки 06.05.2019 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключило, в то время как вывоз твердых бытовых отходов оператором осуществлялся; доказательства принятия собственниками МКД решений о заключении договоров непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО после вступления в законную силу с 03.04.2018 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ, которым введена статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у общества отсутствовала обязанность заключать такой договор, поскольку ООО "РТ-НЭО Иркутск" выставляет плату за услуги по обращению с ТКО каждому потребителю, а собственники производят оплату непосредственно региональному оператору; ООО "РТ-НЭО Иркутск" не обращалось к обществу за заключением договоров на оказание услуг с ТКО, следовательно, между собственниками и региональным оператором заключен "прямой" договор на оказание услуг с ТКО, не могут быть приняты во внимание.
Факт внесения собственниками платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору, не свидетельствует о том, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли соответствующие решение в установленном порядке на общем собрании собственников помещений.
Из материалов дела следует и установлено судами, что представленные протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, которыми управляет ООО "УК "Жилищное управление", датированы 2011-2017 гг., то есть до вступления в силу статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, эти протоколы не свидетельствуют о том, что собственниками помещений в данных многоквартирных домах принято решение о заключении прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Имеющиеся в материалах дела протоколы 2018-2019 г.г. приняты собственниками МКД, не относящихся к перечню домов, в отношении которых Службой выявлены нарушения в виде незаключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество, являясь управляющей компанией многоквартирных домов, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание указанной услуги. Неисполнение данной обязанности является нарушением лицензионных требований и образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя кассационной жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, рассмотрен и не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Суды установили, что невыполнение обществом требований действующего законодательства в части заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренной законом обязанности. При этом, вопреки доводам общества, обязанность заключить указанный договор не обусловлена определенным сроком. Следовательно, суды правильно признали, что в рассматриваемом случае днем обнаружения административного правонарушения является день, когда Служба установила факт его совершения.
Кроме того, срок не позднее 1 января 2019 года установлен частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" относительно начала возникновения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а не заключения договоров между управляющей компанией и региональным оператором.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы о возможности признания указанного правонарушения малозначительным, суд кассационной инстанции учитывает, что в соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-18551/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Суды установили, что невыполнение обществом требований действующего законодательства в части заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренной законом обязанности. При этом, вопреки доводам общества, обязанность заключить указанный договор не обусловлена определенным сроком. Следовательно, суды правильно признали, что в рассматриваемом случае днем обнаружения административного правонарушения является день, когда Служба установила факт его совершения.
Кроме того, срок не позднее 1 января 2019 года установлен частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" относительно начала возникновения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а не заключения договоров между управляющей компанией и региональным оператором."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2020 г. N Ф02-2730/20 по делу N А19-18551/2019