город Иркутск |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А78-11637/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тепловодоканал" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 ноября 2019 года по делу N А78-11637/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тепловодоканал" (ОГРН: 1107524000341, ИНН: 7506004852, Забайкальский край, пгт. Новая Чара; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к администрации городского поселения "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН: 1057515019495, ИНН: 7515005958, Забайкальский край, пгт. Оловянная;
далее - администрация) с требованием об обязании создать комиссию по проверке готовности потребителей к отопительному периоду 2019-2020 годов, проверить готовность всех потребителей на территории ГП "Оловяннинское" к началу отопительного периода 2019-2020 годов.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам.
По мнению истца, суды неправомерно отказали в уточнении исковых требований, поскольку общество не изменяло предмет заявленного иска. При рассмотрении дела судами не учтено, что в нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115), ответчик не представил в материалы дела акты проверки готовности к отопительному сезону, не привлек ресурсоснабжающую компанию к участию в комиссии по проверке готовности потребителей к отопительному периоду. Общество ссылается на доказанность факта нарушения администрацией подготовительных мер к отопительному периоду и на возможность причинения вреда жизни и здоровью потребителей пгт. Оловянная действиями (бездействием) ответчика.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом спора являются требования об обязании органа местного самоуправления сформировать комиссию по проверке готовности потребителей к отопительному периоду 2019-2020 годов и проверить готовность всех потребителей на территории ГП "Оловяннинское" к началу отопительного периода 2019-2020 годов.
Обосновывая свое требование, ресорсоснабжающая организация ссылается на неисполнение органом местного самоуправления (администрацией городского поселения "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район") общих требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из отсутствия каких-либо нарушений прав и законных интересов истца со стороны органов местного самоуправления при подготовке и приемке объектов проверки, находящихся на территории муниципального района "Оловяннинский район", к отопительному сезону 2019 года.
При этом суды установили, что комиссия по проверке готовности потребителей к отопительному периоду создана, а объекты проверки обследованы, составлены акты проверки готовности к отопительному периоду и выданы паспорта готовности к отопительному периоду, отопительный сезон на момент принятия решения по делу начался.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6, статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ, пунктов 2, 5, 7, 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, на органах местного самоуправления лежит обязанность по осуществлению контроля по подготовке объектов проверки к началу отопительного сезона. Указанными нормативными актами предусмотрены мероприятия, проведение которых обязательно, а именно (с учетом исковых требований): создание комиссии, осуществление проверочных мероприятий, по результатам которых составляются акты о готовности (неготовности) объектов проверки к отопительному сезону и оформляются паспорта готовности к отопительному периоду.
После проведения указанных мероприятий органы местного самоуправления принимают решение о начале отопительного сезона.
При рассмотрении требований ресурсоснабжащей организации судами установлено, что комиссия по проверке готовности потребителей к отопительному периоду создана до начала отопительного сезона, проверка готовности объектов осуществляется.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: постановление администрации городского поселения "Оловяннинское" от 19.08.2019 N 104 (с изменениями, в редакции постановления от 19.08.2019 N 105) об утверждении программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплосетевых, теплоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии и других объектов энергоснабжения городского поселения "Оловяннинское", акты проверки готовности к отопительному периоду, паспорта готовности к отопительному периоду.
Поскольку факт выполнения муниципальным образованием мероприятий по подготовке к отопительному сезону подтверждается материалами дела, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Довод общества о непринятии уточненных исковых требований не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не вправе изменить предмет и основание иска либо дополнить его новыми требованиями.
В поданном в порядке данной статьи ходатайстве об уточнении исковых требований истец фактически заявил дополнительные требования об изменении состава созданной администрацией комиссии и обязании последней в совершении мероприятий по окончании отопительного сезона 2019-2020 годов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 ноября 2019 года по делу N А78-11637/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обосновывая свое требование, ресорсоснабжающая организация ссылается на неисполнение органом местного самоуправления (администрацией городского поселения "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район") общих требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
...
В силу пункта 1 части 1 статьи 6, статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ, пунктов 2, 5, 7, 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, на органах местного самоуправления лежит обязанность по осуществлению контроля по подготовке объектов проверки к началу отопительного сезона. Указанными нормативными актами предусмотрены мероприятия, проведение которых обязательно, а именно (с учетом исковых требований): создание комиссии, осуществление проверочных мероприятий, по результатам которых составляются акты о готовности (неготовности) объектов проверки к отопительному сезону и оформляются паспорта готовности к отопительному периоду."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2020 г. N Ф02-2721/20 по делу N А78-11637/2019