город Иркутск |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А78-8751/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Железняк Е.Г., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голято О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" Вишняковой Н.А. (доверенность N 6 от 09.01.2020, паспорт, диплом), Дугаржаповой И.Б. (доверенность N 29 от 09.04.2020, паспорт, диплом),
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Залужной Е.В., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гомбоевой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2019 года по делу N А78-8751/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах в Республике Бурятия" (ОГРН: 1140327006951, ИНН: 0326522362, г. Улан-Удэ, далее - Фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037550010519, ИНН: 7536029036, г. Чита, далее - ФГКУ "СибТУИО", ответчик) и к субсидиарному ответчику Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261, г. Москва, далее - Минобороны) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Дивизионная, д. 827/общ., д. 890/общ., ул. 70 лет Октября, д. 52, 53, 54, 63, 64, 164, ул. Бонивура, д. 2, 23, 46, 47, 48, 56, 65, 66, ул. Волочаевская 30, д. 146, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 146), ул. Волочаевская 30, д. 182, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 182), ул. Волочаевская 30, д. 185, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 185), ул. Волочаевская 30, д. 186, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 186), ул. Волочаевская 30, д. 187, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 187), ул. Волочаевская 30, д. 196, стр. (в/г 8 "Тальцы", инв. N 196), ул. Волочаевская 30, д. 312, стр. (в/г 8 "Тальцы"), ул. Гагарина, д.94, к. 64, ул. Маргелова, д. 27, 172, 174, ул. Маршала Жукова, д. 2, 9, 15, 16, ул. Ясная, д. 10, 11, 12, 13 к. N104 стр. общ., 14, 15, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27 за период с 01.11.2014 по 31.03.2019 в сумме 16 758 145 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 131, 210, 214, 249, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 154, 155, 158, 169, 171, 178, 181, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Республики Бурятия от 14.11.2013 N 53-V "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия" (далее - Закон N 53-V).
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что представленные им в материалы дела акты приема-передачи многоквартирных домов в управление от ООО "Главное управление жилищным фондом" к управляющей организации ГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 31.10.2017 (подписанные собственником многоквартирных домов - Минобороны) подтверждают факт владения ответчиком спорными домами; ответчик не зарегистрировал право оперативного управления спорными домами, но фактически обладал таким правом на спорные помещения. Ссылается на то, что суды данные доводы не приняли во внимание и в нарушение норм процессуального права не установили принадлежность спорных помещений.
Фонд также ссылается на неправомерность непринятия судом апелляционной инстанции представленных им дополнительных доказательств (первичных документов - передаточных актов от 01.04.2011), подтверждающих факт получения ФГКУ "СибТУИО" от правопредшественников прав на спорные дома в результате реорганизации КЭЧ и владения ими ответчиком. Указывает на то, что Фонд не мог представить данные доказательства в суд первой инстанции, поскольку они являются налоговой тайной и были представлены в суд налоговым органом по запросу суда при рассмотрении другого дела N А78-5841/2018.
ФГКУ "СибТУИО" и Минобороны отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердила доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества домов.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для отнесения расходов на содержание имущества на ФГКУ "СибТУИО" виду недоказанности истцом факта государственной регистрации за ФГКУ "СибТУИО" права оперативного управления.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются необоснованными, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена действующим законодательством: Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятого во исполнение указанного Федерального закона Народным Хуралом Республики Бурятия Закона N 53-V. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.03.2014 N 93 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республики Бурятия" для осуществления деятельности регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия создан соответствующий Фонд.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77 утверждена Региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 - 2043 годы", которая была официально опубликована.
Исходя из этого, у собственников многоквартирных домов Республики Бурятия с 01.11.2014 возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В этой связи при наличии государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения обязанность по несению расходов по содержанию имущества возлагается на лицо, за которым зарегистрировано соответствующее право, а при отсутствии такой государственной регистрации в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - на собственника имущества, который несет обязанности по его содержанию.
Таким образом, для определения лица, обязанного содержать спорные помещения (в том числе оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома) определяющим является вопрос о вещных правах на спорные помещения (кто является собственником помещений и кто обладает правом оперативного управления на данные помещения).
Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии с частью статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В нарушение требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций не включили в предмет судебного исследования вопрос о принадлежности вещных прав на спорные помещения.
Вместе с тем вопрос о том, кому в спорный период принадлежали вещные права на спорные помещения, входит в предмет судебного исследования по делу, без выяснения которого невозможно правильно разрешить спор, в связи с чем обстоятельства принадлежности спорных помещений подлежали включению в предмет судебного доказывания.
В данной связи для определения лица, которому в спорный период принадлежали вещные права на спорные помещения, и, соответственно, определения надлежащего ответчика по делу, судам необходимо было истребовать соответствующие доказательства. Чего судами сделано не было.
Кроме того, при невыясненности вопроса о вещных правах на спорные помещения суд апелляционной инстанции не принял от истца дополнительные доказательства, которые, по его мнению, содержали сведения о наличии у ответчика обязанностей по уплате взносов. В частности, в суд апелляционной инстанции были представлены следующие первичные доказательства: передаточные акты от 01.04.2011 после реорганизации трех квартирно-эксплуатационных частей Сибирского военного округа: Улан-Удэнской КЭЧ, КЭЧ Кяхтинского района, 235 КЭЧ - в форме присоединения к ФГКУ "СибТУИО". Тогда как, по мнению истца, согласно данным передаточным актам ФГКУ "СибТУИО" является правопреемником КЭЧ в части прав и обязанностей по спорным многоквартирным домам. Данные доводы Фонда судом апелляционной инстанции не рассмотрены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года в нарушение статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются недостаточно обоснованными, имеющие значение для дела фактические обстоятельства судами в полном объеме не установлены, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку указанные недостатки не могут быть устранены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Забайкальского края.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Забайкальского края следует установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу; оценить представленные в материалы дела доказательства; рассмотреть спор по существу; а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2019 года по делу N А78-8751/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В этой связи при наличии государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения обязанность по несению расходов по содержанию имущества возлагается на лицо, за которым зарегистрировано соответствующее право, а при отсутствии такой государственной регистрации в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - на собственника имущества, который несет обязанности по его содержанию.
...
В нарушение требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций не включили в предмет судебного исследования вопрос о принадлежности вещных прав на спорные помещения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2020 г. N Ф02-2913/20 по делу N А78-8751/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6116/2023
04.09.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-420/20
25.01.2023 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-8751/19
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2913/20
28.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-420/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-8751/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-8751/19