город Иркутск |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А33-13634/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации поселка Шушенское на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-13634/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зубарева Наталья Владимировна (ОГРНИП 317246800032046, ИНН 191002810203, далее - Глава КФХ Зубарева Н.В.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) об оспаривании предупреждения N 201 от 11.01.2019 (далее - предупреждение) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного по заявлению акционерного общества "Шушенская птицефабрика" о проведении проверки, в части расторжения договоров аренды земельных участков, заключенных между Администрацией поселка Шушенское (далее - администрация) и Главой КФХ Зубаревой Н.В.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: администрация, акционерное общество "Шушенская птицефабрика" (ОГРН 1042401013258, ИНН 2442010344, далее - общество), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедев Вадим Юрьевич (ОГРНИП 308244205900012, ИНН 244202984531, далее - Глава КФХ Лебедев В.Ю.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Балезин Валерий Александрович (ОГРНИП 312244205800012, ИНН 244202749672, далее - Глава КФХ Балезин В.А.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ли Виссарион Чансеевич (ОГРНИП 316246800167383, ИНН 245700196380, далее - Глава КФХ Ли В.Ч.).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами не исследован вопрос о законности выдачи управлением оспариваемого предупреждения; антимонопольный орган при проведении государственного контроля (надзора) не вправе вторгаться в предметную (ведомственную) компетенцию иных государственных органов и выносить предупреждения в связи с установлением признаков нарушения законодательства в тех сферах отношений, которые ему неподконтрольны и не связаны с защитой конкуренции; нарушение порядка предоставления земельных участков не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства; антимонопольный орган вышел за пределы полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 3, частей 1, 4 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В представленном отзыве управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 158 АПК РФ, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808 с судебное разбирательство отложено с 31 марта 2020 года до 28 апреля 2020 года на 11 часов 15 минут, о чем судом округа вынесено определение от 27 марта 2020 года.
В связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено с 28 апреля до 07 июля 2020 года на 12 часов 20 минут, о чем судом округа вынесено определение от 21 апреля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией и Главой КФХ Зубаревой Н.В., Главой КФХ Балезиным В.А., Главой КФХ Лебедевым В.Ю. и Главой КФХ Ли В.Ч. заключены договоры аренды на предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 24:42:0100001:163, 24:42:0100001:165, 24:42:0100001:169, 24:42:0000000:5439, 24:42:0000000:5440, 24:42:0100001:159, 24:42:0100001:160, 24:42:0100001:161, 24:42:010000162, 24:42:0100001:164, 24:42:0100001:166, 24:42:0100001:167, 24:42:0100001:168.
Общество обратилось в управление с заявлением (вх. N 19518 от 12.11.2018) о проведении проверки на предмет законности порядка передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения с указанными кадастровыми номерами.
В ходе рассмотрения указанного заявления установлено, что администрацией на основании пункта 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов, в отсутствие публичного информирования о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности, с Главой КФХ Зубаревой Н.В. были заключены договоры аренды N N 49, 50, 51, 52, 53 от 11.09.2017 земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 24:42:100001:169, 24:42:0000000:5439, 24:42:0000000:440, 24:42:0100601:163, 24:42:0100001:165, что свидетельствует о наличии в действиях администрации признаков нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в передаче без соблюдения публичных процедур, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ, земельных участков сельскохозяйственного назначения, и приводит к созданию преимущественных условий деятельности, в частности для Главы КФХ Зубаревой Н.В., а также к ограничению доступа на рынок производства сельскохозяйственной продукции иным хозяйствующим субъектам.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ выдано предупреждение, в соответствии с которым администрации следует расторгнуть соответствующие договоры аренды с принятием соответствующих мер по аннулированию записи о государственной регистрации договоров в Едином государственном реестре недвижимости, а также принять меры, направленные на возврат земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 24:42:100001:169, 24:42:0000000:5439, 24:42:0000000:440, 24:42:0100601:163 и 24:42:0100001:165, в казну муниципального образования; дальнейшую передачу вышеуказанных земельных участков сельскохозяйственного назначения производить в соответствии с требованиями антимонопольного и земельного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с предупреждением в части предложения расторжения договоров аренды земельных участков, Глава КФХ Зубарева Н.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что вынесенное управлением предупреждение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предупреждения государственного органа может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ, пунктом 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Как следует из статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает, в том числе органу местного самоуправления, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона (часть 2). Предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаю принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
На основании статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2).
Как следует из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральном законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ, согласно пункту 8 которой предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, в том числе обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 1). Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
В ходе судебного разбирательства судами обоснованно установлено, что спорные земельные участки были переданы администрацией в аренду Главе КФХ Зубаревой Н.В. без проведения торгов с нарушением установленного вышеизложенными нормами материального права порядка, в отсутствие публичного информирования о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности, что привело к созданию необоснованных преимущественных условий осуществления сельскохозяйственной деятельности Главой КФХ Зубаревой Н.В., к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам конкурировать за получение вышеуказанных земельных участков, и как следствие, осуществлять предпринимательскую деятельность с их использованием. При этом из получивших надлежащую оценку доказательств по делу следует, что на территории Шушенского района зарегистрировано 160 сельхозтоваропроизводителей, включенных в реестр субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края, претендующих на получение государственной поддержки (реестр сельскохозяйственных производителей, размещенный на сайте http://24sарк.кгskcit.ru), в связи с чем круг субъектов, которые могли быть заинтересованными в предоставлении земельных участков, переданных Главе КФХ Зубаревой Н.В. в аренду, возможно было бы установить только при полном соблюдении процедуры, установленной статьей 39.18 ЗК РФ.
Поскольку администрацией после поступления заявления Главы КФХ Зубаревой Н.В. извещение о предоставлении соответствующих земельных участков в аренду не опубликовано, возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, в том числе иных участников государственной программы поддержки сельского хозяйства, не устанавливалась, а спорные договоры аренды земельных участков заключены с нарушением императивных требований ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом правомерно соответствующие действия администрации квалифицированы, как содержащие признаки нарушения требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, и наличии оснований для выдачи оспариваемого предупреждения с указанием конкретного перечня действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и последствий такого нарушения. Таким образом, предупреждение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-13634/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку администрацией после поступления заявления Главы КФХ Зубаревой Н.В. извещение о предоставлении соответствующих земельных участков в аренду не опубликовано, возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, в том числе иных участников государственной программы поддержки сельского хозяйства, не устанавливалась, а спорные договоры аренды земельных участков заключены с нарушением императивных требований ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом правомерно соответствующие действия администрации квалифицированы, как содержащие признаки нарушения требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, и наличии оснований для выдачи оспариваемого предупреждения с указанием конкретного перечня действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и последствий такого нарушения. Таким образом, предупреждение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов участвующих в деле лиц."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2020 г. N Ф02-738/20 по делу N А33-13634/2019