• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2020 г. N Ф02-1922/20 по делу N А19-404/2018

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом. Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Таким образом, в случае приобретения в собственность имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, стоимость муниципального имущества не только является существенным условием договора купли-продажи, но и подлежит определению исключительно путем рыночной оценки, достоверность и законность которой подлежит оспариванию в порядке, установленном Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ.

Вместе с тем правила Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не наделяют органы местного самоуправления, а также иных участников правоотношений по приобретению муниципального имущества, правом изменять величину стоимости предлагаемого к выкупу имущества, которая была установлена оценщиком в соответствующем отчете о рыночной стоимости этого имущества, в том числе путем ее соразмерного уменьшения.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные предпринимателем в настоящем деле требования направлены на изменение цены договора купли-продажи, которая определена в соответствии с императивными требованиями действующего законодательства, что свидетельствует об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты права и является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При этом истец не лишен возможности реализовать защиту своих прав путем подачи самостоятельного иска в порядке и по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством.

Кроме того, устанавливая рыночную стоимость выкупаемого имущества с учетом недостатков, отраженных в представлении от 18.05.2015 N 7-19-2015, в размере 19 054 000 рублей по состоянию на дату заключения договора купли-продажи нежилого помещения от 16.06.2015 N 14/15 на основании заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Правовой стандарт" N 644-2019, апелляционный суд не учел, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 7240/12 по делу N А57-9149/2010, рыночная стоимость приобретаемого объекта должна определяться на дату поступления в уполномоченный орган заявления субъекта малого либо среднего предпринимательства о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. В случае, если рыночная стоимость определена оценщиком не на дату поступления в уполномоченный орган заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, указанная в отчете цена объекта не может быть признана рыночной стоимостью имущества для цели совершения в отношении него сделки купли-продажи."