город Иркутск |
|
04 августа 2020 г. |
Дело N А19-447/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кушнаревой Н.П., Николиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Молодёжного муниципального образования - администрации сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2019 года по делу N А19-447/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация Молодёжного муниципального образования - администрация сельского поселения (ОГРН 1053827058603, ИНН 3827020552, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодёжный, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет имени А.А. Ежевского" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодёжный, далее - учреждение) о взыскании: 901 232 рублей 02 копеек неосновательного обогащения, представляющего собой сумму расходов по доставке угля, выделенного из аварийно-технического запаса Иркутской области; 125 894 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2017 по 19.02.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820, Иркутская область, г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2019 года и постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2019 года, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что ответчик, безвозмездно получив уголь из аварийно-технического запаса Иркутской области, доставленный ему за счёт средств истца, неосновательно обогатился за счёт последнего, поскольку тепловая энергия, полученная в результате использования угля, была реализована ответчиком на возмездной основе потребителям, в том числе истцу.
Определением от 27 февраля 2020 года кассационная жалоба принята к производству Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, дело назначено к судебному разбирательству в заседании суда кассационной инстанции на 24 марта 2020 года в 11 часов 45 минут.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2020 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 45 минут 23 апреля 2020 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2020 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 50 минут 04 июня 2020 года.
Определением от 04 июня 2020 года, вынесенным Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего Васиной Т.П., судей Барской А.Л., Палащенко И.И., рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 15 минут 04 августа 2020 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 августа 2020 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, произведена замена судьи Барской А.Л. судьей Кушнаревой Н.П. и судьи Палащенко И.И. судьей Николиной О.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в 2016 году создалась угроза срыва отопительного сезона жилых домов в п. Молодежный Иркутской области по причине отсутствия запаса угля на принадлежащей на праве оперативного управления учреждению котельной (собственник - Российская Федерация).
Из аварийно-технического запаса Иркутской области администрации для отопления был выделен необходимый объём угля, доставка которого до котельной осуществлялась за счёт средств администрации на основании муниципальных контрактов. Всего на доставку угля было потрачено 901 232 рубля 02 копейки.
Истец полагает, что, поскольку котельная, на которой осуществлялось использование угля, на праве оперативного управления принадлежит ответчику, финансирование расходных обязательств по доставке угля является нецелевым использованием бюджетных средств сельского поселения и подлежит возмещению ответчиком.
Ссылаясь на то, что на стороне ответчика имеет место неосновательное обогащение, представляющее собой сумму затрат, понесённых администрацией на доставку угля, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что затраты на доставку угля были понесены истцом в целях обеспечения теплоснабжения, организация которого отнесена к вопросам местного значения, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, и не подлежат возмещению ответчиком.
Выводы судов соответствуют положениям статей 8, 15, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 14, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о принципах организации местного самоуправления); статей 1, 3, 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); статей 64, 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, касающиеся наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика, нельзя признать состоятельными, поскольку затраты на доставку угля были понесены истцом для обеспечения муниципальных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Организация теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о принципах организации местного самоуправления). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов и могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона о принципах организации местного самоуправления). Из заключения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 14.09.2016 и письма заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.09.2016 N 58-35-8358/6 следует, что уголь из аварийно-технического запаса Иркутской области был выделен именно Молодёжному муниципальному образованию Иркутского района. Пунктом 8 Положения об аварийно-техническом запасе Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 27.09.2010 N 238-пп, установлено, что основные средства и материалы аварийно-технического запаса Иркутской области передаются в установленном законодательством порядке безвозмездно из государственной собственности Иркутской области в муниципальную собственность соответствующих муниципальных образований Иркутской области. При этом согласно пункту 15 данного Положения доставка основных средств и материалов аварийно-технического запаса Иркутской области в соответствующее муниципальное образование Иркутской области осуществляется муниципальным образованием Иркутской области самостоятельно, если иное не предусмотрено государственным контрактом при осуществлении закупок соответствующих товаров, работ, услуг. Доставка выделенного из аварийно-технического запаса Иркутской области угля осуществлялась на основании муниципальных контрактов, заказчиком в которых являлась администрация; в обязанности заказчика входит оплата услуг, оказанных исполнителями. При таких обстоятельствах оснований для взыскания понесённых истцом затрат с ответчика не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2019 года по делу N А19-447/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя, касающиеся наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика, нельзя признать состоятельными, поскольку затраты на доставку угля были понесены истцом для обеспечения муниципальных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Организация теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о принципах организации местного самоуправления). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов и могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона о принципах организации местного самоуправления). Из заключения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 14.09.2016 и письма заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.09.2016 N 58-35-8358/6 следует, что уголь из аварийно-технического запаса Иркутской области был выделен именно Молодёжному муниципальному образованию Иркутского района. Пунктом 8 Положения об аварийно-техническом запасе Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 27.09.2010 N 238-пп, установлено, что основные средства и материалы аварийно-технического запаса Иркутской области передаются в установленном законодательством порядке безвозмездно из государственной собственности Иркутской области в муниципальную собственность соответствующих муниципальных образований Иркутской области. При этом согласно пункту 15 данного Положения доставка основных средств и материалов аварийно-технического запаса Иркутской области в соответствующее муниципальное образование Иркутской области осуществляется муниципальным образованием Иркутской области самостоятельно, если иное не предусмотрено государственным контрактом при осуществлении закупок соответствующих товаров, работ, услуг. Доставка выделенного из аварийно-технического запаса Иркутской области угля осуществлялась на основании муниципальных контрактов, заказчиком в которых являлась администрация; в обязанности заказчика входит оплата услуг, оказанных исполнителями. При таких обстоятельствах оснований для взыскания понесённых истцом затрат с ответчика не имеется."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 августа 2020 г. N Ф02-1180/20 по делу N А19-447/2019