город Иркутск |
|
05 августа 2020 г. |
Дело N А33-32470/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кашитского Руслана Ивановича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2019 года по делу N А33-32470/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кашитский Руслан Иванович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Центрального района в городе Красноярске (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в сносе в период с 06.09.2018 по 07.09.2018 двух временных сооружений - павильонов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 129.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Кашитский Р.И. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В кассационной жалобе Кашитский Р.И. ставит вопрос о проверке законности судебных актов; указывает на невозможность рассмотрения настоящего спора до вынесения судебного акта, разрешающего по существу спор по делу N А33-2860/2018. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды пришли к выводу о законности действий администрации, выразившихся в сносе временных сооружений, в отсутствие подтверждения правомерности расторжения с ним договоров на размещение павильонов. Также заявитель ссылается на незаконное лишение его права собственности и непредоставление компенсационного места.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией г. Красноярска (администрацией) и Кашитским Р.И. (владельцем) заключены договоры от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 на размещение временных сооружений, в соответствии с пунктами 1.1 которых владельцу предоставлено право размещения временных сооружений: павильонов в соответствии с номерами 679 и 678 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595, по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, д. 129, эксплуатировать их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, владелец обязуется установить и эксплуатировать временные сооружения в установленном законодательством Российской Федерации и данными договорами порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемого к данным договорам и являющимся их неотъемлемой частью.
Судами установлено, что дополнительными соглашениями от 10.02.2017 N К/233/1 и N К/229/с к договорам на размещение временных сооружений от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 соответственно срок действия последних продлен до 01.01.2018 (пункты 1 соглашений). Указанное также было установлено в решении Арбитражного суда Красноярского края от 24 сентября 2018 года по делу N А33-13518/2018.
Пунктами 5.3.1 договоров установлены основания для досрочного расторжения договора, к числу которых отнесено: наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Владелец уведомляется в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункты 5.3.4).
Распоряжением Администрации от 27.03.2017 N 1288-недв в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" предоставлены земельные участки в соответствии с перечнем согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1322, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР, площадью 129 113,0 кв. м.
Уведомлениями от 14.04.2017 N 11-2515 и N 11-2514 администрация города уведомила Кашитского Р.И. о досрочном расторжении договоров от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 на размещение временных сооружений с 17.07.2017, указав в качестве основания расторжения пункты 5.3 договоров.
Постановлением администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465 "О внесении изменения в постановление администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", внесены изменения в приложение к указанному постановлению - исключены строки 678 и 679, место размещения павильона истца исключено из схемы размещения временных сооружений с 01.08.2018.
Администрацией Центрального района в городе Красноярске в соответствии с Порядком выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города от 12.09.2013 N 471 (далее - Порядок N 471), вынесены уведомления от 05.04.2018 N 1058 и N 1059 о демонтаже временных сооружений - павильонов заявителя.
В газете "Городские новости" 06.04.2018 размещено информационное сообщение о необходимости демонтажа временных сооружений в 7-дневный срок.
Перед проведением мероприятий по демонтажу павильонов составлены описи имущества к актам о демонтаже N 06.09-1 и N 10.09-1 об отсутствии в них подлежащего описи имущества.
Комиссией в составе начальника отдела по землепользованию и благоустройству администрации Центрального района, главного специалиста отдела по землепользованию и благоустройству администрации Центрального района и главного специалиста департамента муниципального имущества и земельных отношений в отсутствие владельца павильонов в соответствии с пунктом 10 Порядка N 471 06.09.2018 и 10.09.2018 составлены акты о демонтаже N 06.09-1 и N 10.09-1.
Кашитский Р.И., ссылаясь на то, что действия администрации нарушают его права и законные интересы, причинили вред имуществу, обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности действий администрации по демонтажу объектов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судами установлено, что в рамках дела N А33-16768/2017 были рассмотрены требования Волковой Юлии Геннадьевны о признании недействительным распоряжения от 27.03.2017 N 1288-недв администрации города Красноярска о предоставлении муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное бессрочное пользование земельного участка. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2019 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению, явилось основанием для досрочного расторжения договоров с заявителем на размещение временных сооружений.
Не согласившись с односторонним расторжением администрацией города Красноярска договоров от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 Кашитский Р.И. обратился в Арбитражный суд Красноярского края со следующими требованиями: о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 25.08.2016 N К/4151, выраженный в уведомлении администрации города Красноярска от 14.04.2017 N 11-2515; признать незаконным отказ от 28.11.2017 N К-7612-ек в продлении срока размещения временного сооружения и обязать администрацию г. Красноярска продлить срок размещения павильона под номером 679 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 129, направив подписанный проект договора на размещение временного сооружения индивидуальному предпринимателю Кашитскому Р.И., признать недействительным односторонний отказ от исполнения договора на размещение от 25.08.2016 N К/4154, выраженный в уведомлении администрации города Красноярска от 14.04.2017 N 11-2514; признать незаконным отказ от 28.11.2017 N К-7624-ек в продлении срока размещения временного сооружения и обязать администрацию г. Красноярска продлить срок размещения павильона под номером 678 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 129, направив подписанный проект договора на размещение временного сооружения индивидуальному предпринимателю Кашитскому Р.И. (дело N А33-2860/2018).
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что суды первой и апелляционной инстанций не могли рассмотреть по спор по настоящему делу до разрешения по существу спора по делу N А33-2860/2018, в рамках которого рассматривается вопрос о законности одностороннего отказа от исполнения договоров от 28.08.2016 N К/4151 и N К/4154.
Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод лица ввиду следующего.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации города Красноярска N 595 от 27.11.2012 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, в нее включены павильоны по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 129 (строки N 679 и N 678).
Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска.
Учитывая положения статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 2, 3, 10 Положения N 809, суды верно отметили, что основаниями для размещения временного сооружения (нестационарного торгового объекта) на территории города Красноярска является наличие объекта в схеме размещения временных сооружений и договора на размещение временного сооружения, заключенного с уполномоченным органом.
Указанные места размещения павильонов N 678 и N 679 исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска на основании постановления администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465, вступившего в силу 31.12.2017.
Законность пункта 1 постановления администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465 установлена решением Центрального районного суда города Красноярска от 31.05.2018 по делу N 2а-4828/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 03.09.2018, которым в удовлетворении административного искового заявления Русских Л.М., Безъязыкова Е.Ф., Волковой Ю.Г., Вахмановой Ю.А., Гудиной О.Ю., Харитонова А.С., Чекрыжова А.В. и Кашитского Р.И. к администрации города Красноярска о признании нормативного правового акта - постановления администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465 "О внесении изменений в постановление администрации города от 27.11.2012 N 595" в части указания в нем на исключение строк: 595, 596, 597, 642, 695, 687, 673, 686, 793, 598, 678, 679, 2442, 2843, 2844, 2845, 2846 недействующим, отказано
Договорами на размещение временных сооружений от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 (в редакции дополнительных соглашений от 10.02.2017 N К/233/1 и N К/229/с соответственно), заключенными департаментом с заявителем, предусматривался срок на размещение временных сооружений (павильонов) до 01.01.2018.
До 01.01.2018 места размещения павильонов также содержались в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Уведомлениями от 14.04.2017 N 11-2515 и N 11-2514 администрация города уведомила Кашитского Р.И. о досрочном расторжении договоров от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154 на размещение временных сооружений с 17.07.2017, указав в качестве основания расторжения пункты 5.3 договоров.
Между тем суды пришли к верному выводу о том, что у Кашитского Р.И. отсутствовали правовые основания для размещения временных сооружений на рассматриваемом земельном участке после 01.01.2018, поскольку срок действия вышеуказанных договоров на размещение временных сооружений истек, места размещения павильонов исключены из схемы.
Доказательства заключения администрацией с Кашитским Р.И. иных договоров, предоставляющих лицу право на размещение временных сооружений по указанному адресу, в материалах дела отсутствуют, судам первой и апелляционной инстанций об их наличии не заявлено.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств так же подлежит отклонению довод заявителя о том, что в рамках дела N А33-2860/2018 им заявлялось требование о продлении срока размещения спорных павильонов, так как договоров, заключенных в соответствии с пунктом 17 Положения N 809, Кашитским Р.И. не представлено, доводов о намерении администрации об указанном не приведено.
Пунктами 2.2.10 договоров от 25.08.2016 N К/4151 и N К/4154, предусмотрена обязанность владельца в течение 15 дней по окончании срока действия договора либо с момента расторжения договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории.
Предметом регулирования Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.2013 N 471, являются действия уполномоченных лиц, направленные на самозащиту нарушенных прав муниципального образования и устранение нарушений собственными силами путем демонтажа временного сооружения без понуждения собственника (владельца) временного объекта к сносу данного сооружения и без причинения ущерба лицу, допустившему правонарушение законодательства.
Пунктами 6, 8 указанного Порядка N 471 определен порядок уведомления о необходимости освобождения земельного участка.
Судами установлено, что в целях соблюдения указанных положений администрацией в адрес Кашитского Р.И. были направлены уведомления от 05.04.2018 N 1058 и N1059 о демонтаже временных сооружений - павильонов, а также в газете "Городские новости" 06.04.2018 было размещено сообщение о необходимости демонтажа временных сооружений в 7-дневный срок.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 сентября 2018 года по делу N А33-13518/2018 суд признал законными вышеуказанные уведомления.
Согласно пункту 9 Порядка N 471 невыполнение владельцем объекта условий уведомления является основанием для организации уполномоченным органом работ по демонтажу объекта. Демонтаж производится в присутствии комиссии и представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 471 перед проведением мероприятий по демонтажу объекта находящееся в нем имущество подлежит описи комиссией. Составленная опись подписывается всеми членами комиссии и является приложением к акту. По завершении демонтажа объекта составляется акт.
Так как Кашитским Р.И. не исполнена обязанность по освобождению земельного участка от павильонов в связи с истечением срока их размещения, павильоны не демонтированы, суды верно признали действия администрации по сносу двух временных сооружений законными.
Процедура демонтажа администрацией павильонов судами первой и апелляционной инстанций проверена, признана соблюденной, заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что все договорные отношения по размещению временных сооружений прекращены, лицо уведомлялось о необходимости освобождения земельного участка, суды пришли к правильному выводу, что при отсутствии правовых оснований к размещению временного сооружения, не могут быть признаны незаконными оспариваемые действия администрации по демонтажу временных сооружений.
Иные доводы, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, по существу основаны на неправильном толковании заявителем норм права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2019 года по делу N А33-32470/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
Учитывая положения статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 2, 3, 10 Положения N 809, суды верно отметили, что основаниями для размещения временного сооружения (нестационарного торгового объекта) на территории города Красноярска является наличие объекта в схеме размещения временных сооружений и договора на размещение временного сооружения, заключенного с уполномоченным органом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2020 г. N Ф02-2334/20 по делу N А33-32470/2018