город Иркутск |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А58-3671/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Якутоптторг" - Шибаева А.Л. (доверенность от 07.07.2020, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Якутоптторг" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2019 года по делу N А58-3671/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Якутоптторг" (ОГРН 1061435003728, ИНН 1435167374, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее - счетная палата) с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными подпунктов 1, 3, 4, 5 пункта 1.1, подпункта 1 пункта 1.2, подпунктов 1, 2 пункта 1.3 представления N 01/1- 08/3 от 15.01.2019 в части возврата бюджетных средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (далее - представление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2020 года, требования общества удовлетворены в части. Признаны недействительными подпункт 1 пункта 1.1 и подпункт 1 пункта 1.3 представления. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным представления в части возложения обязанности по возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) предоставленной субсидии в сумме 28 354 458 рублей 19 копеек, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в соответствующей части отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Согласно доводов кассационной жалобы, суды пришли к необоснованному выводу о том, что общество не имело право на получение субсидии на возмещение части транспортных затрат, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.3 Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях государственной поддержки завоза социально значимых продовольственных и основных непродовольственных товаров в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2015 N 241 (далее - Правила N 241), для ее получения необходимо наличие договоров на перевозку, разгрузку и погрузку муки, заключенных с поставщиками и перевозчиками в соответствии с действующим законодательством; договор N 06/16 от 20.01.2016 на поставку муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта на 2016 год является договором смешанного характера и содержит в себе элементы как договора купли-продажи, так и перевозки, следовательно, подтверждает факт понесения транспортных затрат на перевозку муки; установленная пунктом 2.1 Правил N 241 цель субсидирования достигнута; в момент заключения договора поставки подпункт "в" пункта 1.5 Правил N 241 (в редакции от 29.07.2015) предусматривал, что субсидия на завоз муки предоставлялась как возмещение недополученных доходов в связи со снижением оптово - отпускной цены на муку, в том числе для нужд хлебопечения, то есть не было необходимости выделять в договорах закупа муки транспортные расходы, тогда как Правила N 241 в редакции от 21.04.2016 изменили правило предоставления субсидии на завоз муки как финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки; суды при рассмотрении настоящего спора необоснованно установили формальное условие (наличие договора перевозки) для получения субсидии, не дав надлежащей оценки представленным расчетам стоимости перевозки товара железнодорожным транспортом; возложение обязанности по возврату средств субсидии, которые были предоставлены в целях бесперебойного обеспечения населения и учреждений социально сферы труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) продовольственными товарами с учетом их ценовой доступности, при отсутствии данных о недобросовестности со стороны общества, а также с учетом представления в дальнейшем доказательств использования субсидии по целевому назначению, не согласуется с общепризнанными правовым принципами, а также не соответствует положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования кассационной жалобы.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 04.08.2020, объявлялся перерыв до 06.08.2020, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
После перерыва представитель общества в судебное заседание не явился.
Счетная палата и комитет о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поручения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и пункта 2.16 Плана работы на 2018 год счетной палатой в отношении общества, являющегося получателем субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), было проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на поддержку завоза социально значимых продовольственных товаров и нефтепродуктов, реализуемых населению арктических и северных улусов в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка завоза грузов в Республику Саха (Якутия)", государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы".
По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт N 07-11/84 от 28.11.2018, обществу выдано оспариваемое представление, из содержания которого следует, что обществом в нарушение пункта 3.3 Правил N 241, пунктов 2.1.1, 2.1.5 соглашения N 02-16 от 23.05.2016 получена субсидия в размере 28 354 458 рублей 19 копеек при отсутствии договоров на перевозку муки и в отсутствие данных, подтверждающих стоимость перевозки и размера железнодорожного тарифа предоставлена субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки, в связи с чем в срок до 01.07.2019 обществу необходимо восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части транспортных затрат на завоз муки сумму нарушений условий предоставления субсидии в размере 28 354 458 рублей 19 копеек.
Не согласившись с представлением в части, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении в части заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришёл к выводу о том, что выданное счетной палатой предписание в соответствующей части является законным, не нарушает права и законные интересы общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующий акт.
На основании положений статей 2, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 8, 9, 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 N 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" счетная палата является уполномоченным органом по проведению проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также выдачи представлений по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3); в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
Как следует из пункта 6.2 Правил N 241, при выявлении нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами, а также факта неправомерного получения субсидий, субсидии подлежат возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Правила N 241 утверждены Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 78 БК РФ и государственной программой Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 985, в целях бесперебойного обеспечения населения и учреждений социальной сферы республики социально значимыми продовольственными и основными непродовольственными товарами.
Во исполнение указанных Правил между комитетом и обществом заключено соглашение N 02-16 от 23.05.2016 (далее - соглашение N 02-16) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки, по которому последним в 2016 году получена субсидия на возмещение части транспортных затрат на сумму 28 354 458 рублей 19 копеек на завоз муки железнодорожным транспортом по договору N 06/16 от 20.01.2016 на поставку муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта на 2016 год (далее - договор N 06/16), заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Евсинский комбинат хлебопродуктов" (далее - поставщик, ООО "Евсинский комбинат хлебопродуктов"), по условиям которого общество заказывает и оплачивает поставку муки, а поставщик обязуется поставить и передать обществу указанную муку на станции Томмот Железнодорожные дороги Якутии, подъездной путь станция Нижний Бестях, по цене 145 374 615 рублей, которая включает в себя цену завода изготовителя, железнодорожный тариф, организационные, коммерческие, погрузо-разгрузочные и другие расходы поставщика, в том числе стоимость стандартной упаковки товара и сертификации товара.
Вместе с тем, пунктом 3.3 Правил N 241 (в редакции, действовавшей в период заключения соглашения N 02-16 и предоставления спорной субсидии) установлена следующая совокупность условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки: наличие договоров на перевозку, разгрузку и погрузку муки, заключенных с поставщиками и перевозчиками в соответствии с действующим законодательством; соблюдение размера оптовых торговых надбавок, утвержденных Госкомцен РС(Я) при формировании цен на муку на соответствующий финансовый год; обеспечение населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) мукой в пределах объемов завоза, утвержденных решением Правительства Республики Саха (Якутия).
Такие же условия предоставлений субсидии установлены и пунктами 2.1, 2.3.4, 2.4.3 соглашения N 02-16.
Таким образом, наличие договоров на перевозку, разгрузку и погрузку муки, заключенных с поставщиками и перевозчиками в соответствии с действующим законодательством, является одним из обязательных условий получения субсидии на возмещение транспортных затрат на завоз муки.
Поддерживая позицию счетной палаты, изложенную в оспариваемом представлении, суды обоснованно указали, что представленный обществом договор N 06/16 не может являться основанием для получения субсидии, поскольку по его условиям общество непосредственно не несет транспортные расходы по его доставке; данные расходы включены в цену приобретаемого товара; в данном договоре также отсутствуют сведения, подтверждающие стоимость перевозки и (или) размер тарифа перевозки железнодорожным транспортом, использующиеся для расчета объема субсидии в порядке, предусмотренном пунктом 5.10.5 Порядка N 241. Кроме того, представленные ООО "Евсинский комбинат хлебопродуктов" договоры транспортной экспедиции, заключенные с обществом с ограниченной ответственностью "Дел-Логистик" и обществом с ограниченной ответственностью "ПС СибирьТранс", не могут служить основанием для предоставления обществу субсидии на возмещение транспортных затрат, поскольку последнее не является стороной данных договоров.
Довод общества о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений Правил N 241 в редакции (от 29.07.2015), действовавшей на дату заключения договора N 06/16, подлежат отклонению, поскольку предоставление субсидии обществу на основании соглашения N 02-16 осуществлялось при правовом регулировании Правилами N 241 в иной редакции (от 21.04.2016).
Кроме того, довод общества о том, что договор N 06/16 носит смешанный характер, содержит в себе элементы, в том числе договоров купли - продажи и перевозки, в связи с чем подтверждает обоснованность получения спорной субсидии, подлежит отклонению, как противоречащий требованиям пункта 3.3 Правил N 241 (в редакции от 21.04.2016) и пунктов 2.1, 2.3.4, 2.4.3 соглашения N 02-16, устанавливающим необходимость представления именно договоров на перевозку, разгрузку и погрузку муки.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что рассматриваемая субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) транспортных затрат на завоз муки получена обществом с нарушением условий ее предоставления, в связи с чем требование оспариваемого представления о необходимости ее возврата в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) соответствует требованиям статьи 78 БК РФ, пункта 6.2 Правил N 241 и пункта 5.3 соглашения N 02-16 и не нарушает прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении ими норм процессуального права.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2019 года по делу N А58-3671/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений Правил N 241 в редакции (от 29.07.2015), действовавшей на дату заключения договора N 06/16, подлежат отклонению, поскольку предоставление субсидии обществу на основании соглашения N 02-16 осуществлялось при правовом регулировании Правилами N 241 в иной редакции (от 21.04.2016).
Кроме того, довод общества о том, что договор N 06/16 носит смешанный характер, содержит в себе элементы, в том числе договоров купли - продажи и перевозки, в связи с чем подтверждает обоснованность получения спорной субсидии, подлежит отклонению, как противоречащий требованиям пункта 3.3 Правил N 241 (в редакции от 21.04.2016) и пунктов 2.1, 2.3.4, 2.4.3 соглашения N 02-16, устанавливающим необходимость представления именно договоров на перевозку, разгрузку и погрузку муки.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что рассматриваемая субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) транспортных затрат на завоз муки получена обществом с нарушением условий ее предоставления, в связи с чем требование оспариваемого представления о необходимости ее возврата в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) соответствует требованиям статьи 78 БК РФ, пункта 6.2 Правил N 241 и пункта 5.3 соглашения N 02-16 и не нарушает прав и законных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2020 г. N Ф02-3113/20 по делу N А58-3671/2019