город Иркутск |
|
18 августа 2020 г. |
Дело N А19-29253/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Палащенко И.И.
при участии в заседании представителя Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Бакшеевой Е.А. (доверенность от 01.08.2018 N 340),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2020 года по делу N А19-29253/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, адрес юридического лица: г. Иркутск, далее - ПАО "Иркутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (далее - администрация, ответчик) с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 09.04.2007 N 352, а именно - просило установить арендную плату за земельный участок в размере 32 155 рублей 53 копейки в год.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В поданной жалобе администрация сослалась на ошибочное применение судами при разрешении возникшего между сторонами спора положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217. По мнению администрации, в данном случае при определении размера арендной платы за земельный участок подлежало применению постановление Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
В судебное заседание администрация своих представителей не направила, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенной надлежащим образом.
Представитель ПАО "Иркутскэнерго" в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов администрации, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 20 июля 2020 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей администрации.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование "Нижнеилимский район" (арендодатель) и ПАО "Иркутскэнерго" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 10.04.2007 N 352, согласно которому арендатору передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 11 465,47 кв.м с кадастровым номером 38:12:0:0052, расположенный по адресу: Иркутска область, Нижнеилимский район, восточная часть промышленной зоны г. Железногорск-Илимский, для строительства и дальнейшего содержания и обслуживания магистральной тепловой сети "ТЭЦ-16 - город" в границах, указанных в кадастровом плане (карте) земельного участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью.
Впоследствии в результате произведенного раздела указанного земельного участка были образованы обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 38:12:010113:587 и 38:12:010114:289, в отношении которых стороны заключили отдельные договоры аренды от 17.12.2018 N 86-18 и N 87-18. При этом земельный участок с кадастровым номером 38:12:0:0052 остался в измененных границах с уменьшенной площадью в 3 963 кв.м.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, ПАО "Иркутскэнерго" обратилось к администрации с предложением внести соответствующие изменения в договор аренды от 10.04.2007 N 352 (письмо от 27.06.2019 N 208/107-1-05/343).
В ответ на это обращение администрация направила обществу проект соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 10.04.2007 N 352, предусматривающего изменение площади арендованного земельного участка, размера арендной платы и платежных реквизитов арендодателя. Согласно данному проекту соглашения расчет размера арендной платы (83 334 рубля 12 копеек) произведен администрацией по формуле, установленной Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп (исходя из ставки земельного налога, экономически обоснованного коэффициента с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков и коэффициента инфляции).
Не согласившись с предложенной администрацией методикой расчета размера арендной платы, ПАО "Иркутскэнерго" подписало это соглашение с протоколом разногласий, в котором указало на необходимость производить такой расчет исходя из ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 в размере 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация направленный ей протокол разногласий отклонила (письмо от 06.08.2019), в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая вопрос об урегулировании возникших между сторонами разногласий и принимая условия соглашения в редакции истца, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39.6, 39.7, 49 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и указал на необходимость определения размера арендной платы в отношении предоставленного обществу в аренду земельного участка исходя из ставки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 этого Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что, если иное не установлено этим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 этого Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам в числе прочих отнесены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно пункту 5 которых в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения, утверждена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок с кадастровым номером 38:12:0:0052 предоставлен ПАО "Иркутскэнерго" для размещения существующих магистральных тепловых сетей, которые являются объектом коммунального хозяйства и с помощью которых осуществляется снабжение горячей водой и теплоснабжение г. Железногорск-Илимского.
Установив указанное обстоятельство и правильно применив названные выше нормы материального права, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что расчет арендной платы за указанный земельный участок должен производиться исходя из ставки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 - 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для применения к отношениям сторон нормы пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01.03.2015, являются несостоятельными, поскольку, как правильно указали суды, предъявленное истцом требование не направлено на пересмотр размера арендной платы за период до внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а обусловлено заключением сторонами дополнительного соглашения к договору аренды ввиду изменения параметров арендуемого земельного участка.
С учетом того, что размер арендной платы в данном случае является регулируемым и должен определяться с учетом действующего законодательства, правовых оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2020 года по делу N А19-29253/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения, утверждена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка.
...
Установив указанное обстоятельство и правильно применив названные выше нормы материального права, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что расчет арендной платы за указанный земельный участок должен производиться исходя из ставки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 - 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка.
...
Доводы ответчика об отсутствии оснований для применения к отношениям сторон нормы пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01.03.2015, являются несостоятельными, поскольку, как правильно указали суды, предъявленное истцом требование не направлено на пересмотр размера арендной платы за период до внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а обусловлено заключением сторонами дополнительного соглашения к договору аренды ввиду изменения параметров арендуемого земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2020 г. N Ф02-3613/20 по делу N А19-29253/2019