город Иркутск |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А19-26929/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Службы государственного жилищного надзора Иркутской области - Арсентьева Д.В. (доверенность от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании), а также Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Кац В.А. (доверенность от 20.07.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года по делу N А19-26929/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба, надзорный орган) от 20.09.2019 N 1935/19 об устранении выявленных нарушений.
Дело рассмотрено с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Куклиса С.А. (председателя совета многоквартирного дома).
Решением суда первой инстанции от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Надзорный орган считает, что общество начисляло жильцам спорного многоквартирного дома плату в период, когда такая услуга не оказывалась (до начала и после окончания отопительного периода).
Также заявитель жалобы указывает, что оплата объема тепловой энергии, включенная обществом в коммунальную услугу "отопление" в спорных периодах (до и после отопительного периода) подлежит отнесению к оплате коммунальной услуги "горячее водоснабжение" (далее - ГВС), поскольку данная энергия в межотопительный период направляется на подогрев воды для обогрева полотенцесушителей, включаемых в тариф по ГВС.
Кроме того, в кассационной жалобе приведены доводы об исполнимости рассматриваемого предписания.
В возражениях на кассационную жалобу общество выразило несогласие с ее доводами, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Присутствующие в судебном заседании представители Службы и общества поддержали соответственно доводы жалобы и возражений на нее.
Куклис С.А. о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещен по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.2 л.д.22, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако в заседание суда не явился, представителя не направил, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения внеплановой документарной проверки ПАО "Иркутскэнерго" правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению с сентября 2018 года по май 2019 года по многоквартирному дому, расположенному по адресу г. Иркутск, ул. Трудовая, 66 (далее - МКД), Службой составлен акт от 20.09.2019 N 1935/19.
Из указанного акта следует, что общество производило начисление платы за коммунальную услугу "отопление" по указанному дому в сентябре 2018 года на основании показаний общедомовых приборов учета, снятых за период с 24 августа по 23 сентября 2018 года, то есть до начала отопительного периода, который в 2018 году начинался с 17 сентября.
Аналогично при начислении платы за отопление в мае 2019 года по тому же дому общество применило показания общедомовых приборов учета, снятые за период с 23 апреля по 22 мая 2019 года, то есть после окончания отопительного периода, который в 2019 году закончился 15 мая.
20.09.2019 Службой выдано предписание N 1935/19, которым обществу предложено в срок до 11.11.2019 устранить нарушения и произвести перерасчет платы за отопление по МКД за период с 24 августа по 16 сентября 2018 года и за период с 16 мая по 22 мая 2019 года, а также представить документы, подтверждающие пересчет платы.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что размер стоимости отопления за сентябрь 2018 года и май 2019 года соответствует началу и окончанию отопительного периода. Службой не доказано включение обществом в расчет платы за потребление тепловой энергии услуг за межотопительный период.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила) (в редакции, действовавшей в спорном периоде) исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Пунктом 54 Правил, предусмотрена методика расчета размера платы за коммунальные услуги при производстве коммунальных ресурсов с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества. В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно пункту 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно указанным формулам, в расчет берется показатель объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
Судами установлено, что рассматриваемый МКД был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (совокупность средств измерения марки КМ-5-4), который показывает общее количество тепловой энергии, поступающей от ресурсоснабжающей организации, распределяемой на отопление и подогрев воды (подготовка ГВС-горячее водоснабжение), в том числе в летний период.
Основан на материалах дела вывод судов о том, что поскольку в периоды с 24.08.2018 по 16.09.2018 и с 16.05.2019 по 22.05.2019 поставка коммунального ресурса тепловой энергии не осуществлялась, то общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) не мог принимать к учету коммунальный ресурс.
При этом, как верно отметил суд апелляционной инстанции, доказательств, что в указанные выше периоды ОДПУ учитывал объемы поставляемой тепловой энергии, Служба в акте проверки не установила и в суд не представила.
Следовательно, указание обществом в расчете платы дней, в которых тепловой ресурс не поставлялся потребителям, само по себе не свидетельствует о том, что прибор ОДПУ тепловой энергии учитывал ее потребление и что она подлежит оплате потребителями.
Кроме того, суды установили, что размер стоимости услуг за сентябрь 2018 года и май 2019 года соответствует началу и окончанию отопительного периода, то есть периоду, в котором услуги оказывались исходя из приведенного выше правового регулирования.
Не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела доводы надзорного органа о том, что собственникам помещений в МКД производилось двойное начисление за тепловую энергию. Согласно представленным платежно-расчетным документам, потребителям предъявлялись к оплате фактически оказанные в соответствующем периоде услуги.
Доказательств, что ПАО "Иркутскэнерго" не применяло или неправильно применило в расчете показания ОДПУ, при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций представлено не было.
Надзорный орган в кассационной жалобе указывает, что в данном случае оплата отопления подлежит отнесению к оплате коммунальной услуги "горячее водоснабжение" (далее - ГВС), поскольку данная энергия в межотопительный период направляется на подогрев воды для обогрева полотенцесушителей, включаемых в тариф по ГВС.
Вместе с тем, как верно установил суд апелляционной инстанции, оспариваемое предписание не содержит каких-либо выводов относительно таких нарушений.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно исполнимости предписания на указанные выше выводы судов не влияют, о законности предписания не свидетельствуют. Остальные доводы Службы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, являлись предметом рассмотрения в нижестоящих инстанциях, основанием для отмены решения и постановления не являются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования ПАО "Иркутскэнерго".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года по делу N А19-26929/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила) (в редакции, действовавшей в спорном периоде) исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2020 г. N Ф02-3483/20 по делу N А19-26929/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3483/20
17.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2288/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26929/19
10.02.2020 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26929/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26929/19