город Иркутск |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А74-10558/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2020 года по делу N А74-10558/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Максимов Олег Сергеевич (ИНН 190111468796, ОГРН 314190103800073, далее - Максимов О.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация Усть-Абаканского района) от 23.08.2019 N 2054.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - третье лицо, администрация Сапоговского сельсовета).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить и требования удовлетворить либо направить дело на новое рассмотрение.
Как указано в кассационной жалобе, судами не учтено, что полномочиями на изменение градостроительной документации Сапоговского сельсовета обладает Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
По мнению предпринимателя, отказ администрация Усть-Абаканского района в удовлетворении заявления о включении земельного участка в состав земель населенного пункта является произвольным, не мотивирован наличием объективных препятствий для принятия положительного решения.
Кроме того, в настоящее время рассматриваемый земельный участок не может в полной мере использоваться для сельскохозяйственного производства, примыкает к поселку Ташеба, в связи с чем, предприниматель просит включить его в черту населенного пункта и в дальнейшем планирует начать индивидуальное жилищное строительство.
Администрация Усть-Абаканского района в отзыве на кассационную жалобу просила решение и постановление оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.10-13, 85, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
19.08.2020 поступило заявление предпринимателя, в котором повторно изложены доводы кассационной жалобы и заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства с его последующим рассмотрением в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия, мотивированное сложной эпидемиологической обстановкой.
Судом округа данное ходатайство рассмотрено и отклонено на основании положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку причины неявки заявителя кассационной жалобы (его представителя) в заседание суда округа не могут быть признаны уважительными. Принимаемые на территории Республики Хакасия и Иркутской области противоэпидемиологические меры не препятствуют защите своих интересов в суде.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Максимову О.С. на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 19:10:140502:52, общей площадью 58 110 кв. м, расположенный по адресу Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км северо-западнее поселка Ташеба, участок N 32А.
25.07.2019 предприниматель обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Сапоговского сельсовета в части включения в черту населенного пункта поселка Ташеба указанного выше земельного участка.
Письмом от 23.08.2019 N 2054 администрация Усть-Абаканского района на основании протокола комиссии от 09.08.2019 отказала Максимову О.С. во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Сапоговского сельсовета и рекомендовала заявителю использовать земельные участками в соответствии с имеющимися видами разрешенного использования.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что решение от 23.08.2019 N 2054 соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает судебные акты законными и обоснованными.
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
25.07.2019 предприниматель обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Сапоговского сельсовета в части включения в черту населенного пункта поселка Ташеба принадлежащего ему земельного участка.
Согласно части 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением главы администрации Усть-Абаканского района от 24.11.2017 N 1697-п утверждено Положение о комиссии по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
При поступлении предложений о внесении изменений в документы территориального планирования комиссия осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений в соответствии с поступившим предложением в генеральный план или отклонении такого изменения и направляет это заключение главе района.
Глава района принимает решение о подготовке проекта изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки или об их отклонении. Комиссия организует публичные слушания на основании постановления о проведении публичных слушаний и по результатам публичных слушаний подготавливает проект о внесении изменений в генплан и представляет его главе района для принятия решения о направлении проекта в Совет депутатов Усть-Абаканского района (пункты 2.15 - 2.18 Положения)
В ответе от 23.08.2019 N 2054 администрации Усть-Абаканского района указано, что в границах населенного пункта поселка Ташеба в настоящее время имеется избыток территорий, определенных градостроительной документацией в качестве жилых зон. В письме администрация ссылается на то, что для дополнительного увеличения площади жилых массивов требуется обеспечение их социальной и транспортной инфраструктурой, что не может быть реализовано в ближайшей и среднесрочной перспективе в силу ограниченных возможностей местного бюджета. Стратегией социально-экономического развития Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия на период до 2030 года, утвержденной решением Совета депутатов Сапоговского сельсовета от 21.12.2018 N 128, в границах данного поселения не предусмотрено расширение территорий, предназначенных для жилищного строительства.
Данный отказ, по мнению судов, с которым соглашается суд округа, в достаточной мере мотивирован, указанные в нем обстоятельства спорными при рассмотрении дела не являлись.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что законом не определен перечень оснований для отказа главы местной администрации в инициировании процедуры изменения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Сапоговского сельсовета. Законодатель допускает, что при рассмотрении этого вопроса заявление просителя может быть как удовлетворено, так ему может быть отказано. То есть заявление о внесении изменений не порождает обязанность органа исполнительной власти принять по нему положительное решение. Напротив, согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Исходя из содержания представленных документов территориального планирования и градостроительного зонирования Сапоговского сельсовета в отношении спорного земельного участка, заявитель вправе владеть и распоряжаться спорным земельным участком в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, которые указаны в правоустанавливающих документах. Следовательно, права истца не нарушаются. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Заявитель при рассмотрении дела не привел оснований для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Сапоговского сельсовета из числа предусмотренных частью 1 статьи 30 и пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Объективных препятствий к использованию спорного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием судами не установлено.
Также судами двух инстанций обоснованно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрацией Усть-Абаканского района допущено нарушение процедуры рассмотрения вопроса об изменении границ населенного пункта.
Из части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что предусмотренная настоящим Законом процедура изменения границ населенных пунктов при наличии генеральных планов поселений могла применяться как альтернативная процедуре, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, исключительно до 31.12.2012. После указанной даты изменение границ населенных пунктов осуществляется только путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Часть 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Как верно установлено судами нижестоящих инстанций, земельный участок предпринимателя относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. В картографических материалах утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 02.03.2017 N 38 Генерального плана и Правилах землепользования и застройки Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района земельный участок отображен в границах зон сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья).
Пункт 20 части 1 и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений к вопросам местного значения муниципальных районов, поэтому полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, в границах которых находятся поселения.
С учетом вышеизложенного, процедура рассмотрения заявления органом местного самоуправления соблюдена: главой Усть-Абаканского района с учетом мнения комиссии Максимову О.С направлен мотивированный отказ в удовлетворении его заявления. Таким образом, вопреки мнению заявителя кассационной жалобы, обращение заявителя рассмотрено в соответствие с приведенными правовыми нормами и обоснованно отклонено.
Исследование и оценка доказательств осуществлена судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2020 года по делу N А74-10558/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
...
Пункт 20 части 1 и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений к вопросам местного значения муниципальных районов, поэтому полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, в границах которых находятся поселения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2020 г. N Ф02-3738/20 по делу N А74-10558/2019