город Иркутск |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А78-9618/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2019 года по делу N А78-9618/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рыкунова Наталья Владимировна (ОГРНИП 304753417700182, ИНН 753604609779; далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044; далее - пенсионный фонд, фонд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов в размере 18 065 рублей 07 копеек и расходов по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435; далее - налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены. С пенсионного фонда в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанными судебными актами, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению пенсионного фонда, расчет страховых взносов и пени на ОПС за 2014 год произведен фондом с учетом представленных налоговым органом сведений о доходах предпринимателя в рамках закона до вступления в законную силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П. Пенсионный фонд не мог знать необходимости производить расчет страховых взносов на ОПС индивидуальным предпринимателям, доход которых превышает 300 тысяч рублей, иным способом. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 27 закона N 212-ФЗ возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов носит заявительный характер, без соответствующего заявления пенсионный фонд не имеет права возвращать излишне уплаченные страховые взносы. ИП Рыкунова Н.В. 20.08.2018 впервые обратилась в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год - спустя 1 год и 9 месяцев после того, как узнала или должна была узнать о нарушении ее прав и законных интересов.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края от 11 декабря 2018 года по делу N А78-14513/2018 на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю в пределах разграничения их компетенции была возложена обязанность по пересчету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год с учетом расходов; по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов предпринимателя на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в размере 37 959 рублей 56 копеек, пени по ним в размере 4 822 рубля 76 копеек с направлением решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пени за 2014 год на исполнение в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите.
На основании платежных поручений N 234660 и N 234801 от 21.05.2019 налоговым органом указанные суммы страховых взносов за 2014 год и пени по ним были возвращены предпринимателю с предварительным информированием о принятых решениях о возврате на основании сообщений N 217314, N 217318 от 17.05.2019.
Так же налоговым органом по платежным поручениям N 781477 и N 781508 от 09.07.2018 предпринимателю произведен возврат 45 365 рублей 96 копеек страховых взносов и пени за 2015 год, излишне взысканных 13.02.2017 и 10.05.2017, в том числе инкассовыми поручениями N 900 и N 901.
Считая, что возврат избыточно взысканных сумм страховых взносов и пени за 2014 и 2015 годы был произведен без начисленных на них процентов, предприниматель со ссылкой на положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) обратился с требованием об их взыскании.
Судами первой и апелляционной инстанций требования предпринимателя удовлетворены.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Предприниматель является плательщиком страховых взносов.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ было предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, определяемом в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию исчислялся в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
На основании части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывался в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 30 ноября 2016 года N 27-П признал взаимосвязанными положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Верховный Суд Российской Федерации в отношении правового регулирования, действовавшего до 01.01.2017, разъяснил, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 года N 27-П правовая позиция подлежит применению и при расчете фиксированных страховых взносов плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, поскольку принцип определения объекта налогообложения в рассматриваемом случае аналогичен принципу определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
Предприниматель, применявший в 2014 и 2015 годах специальный налоговый режим в виде единого налога по УСН (доходы минус расходы), исчислял страховые взносы исходя из доходов, полученных в указанных периодах, без учета понесенных расходов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном этим Законом.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов определен в статье 27 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В случае если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 7 части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ, процентов на данную сумму.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункты 9, 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных названным Законом.
Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащим применению с 01.01.2017, также предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для возврата излишне взысканных страховых взносов и пени за 2014 год явилось вступившее в законную силу судебное решение от 11.12.2018 по делу N А78-14513/2018, которым заинтересованному лицу вменено произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год с учетом расходов, а соответствующему компетентному органу пенсионного фонда принять решение об их возврате в размере 37 959 рублей 56 копеек, пени по ним в размере 4 822 рубля 76 копеек.
Судами установлено, что суммы страховых взносов и пени, на которые начислены взыскиваемые проценты, добровольно предпринимателем не уплачивались, а были списаны с его счета по инкассовым поручениям и в последующем полностью возвращены, и данные обстоятельства (взыскание страховых сумм принудительно, даты их взыскания и возврата) подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Судом произведенный предпринимателем расчет процентов проверен и признан правильным.
Доводы пенсионного фонда о том, что ИП Рыкунова Н.В. обратилась к нему с соответствующим заявлением о возврате излишне взысканных сумм за 2014 год спустя 1 год и 9 месяцев с момента, когда узнала или должна была узнать о нарушении своих прав и законных интересов, правильно был отклонен судами, поскольку с соответствующим заявлением предприниматель обратился в суд в пределах установленного законом срока.
Вывод суда соответствует содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдены.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных ими с соблюдением норм процессуального права доказательств, основания для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2019 года по делу N А78-9618/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных названным Законом.
Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащим применению с 01.01.2017, также предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2020 г. N Ф02-2384/20 по делу N А78-9618/2019