город Иркутск |
|
07 сентября 2020 г. |
Дело N А58-8512/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), представителей министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) - Кузьмина А.А. (доверенность, диплом о высшем юридическом образовании), а также акционерного общества "Амгинский" - Спасьева Р.С. (генерального директора, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-8512/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - министерство, заявитель) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Амгинский" (ИНН 1404005670, ОГРН 1171447002099, далее - АО "Амгинский", общество) о взыскании 3 330 000 рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство считает, что обществом не достигнуты показатели результативности расходования субсидии и плановые показатели по посеву кормовых культур, которые являются предметом соглашения о предоставлении субсидии, отчет об использовании средств субсидии представлен в отношении зерновых культур.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с ее доводами, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между министерством и АО "Амгинский" заключено соглашение от 12.03.2018 N 217/07 (далее - соглашение от 12.03.2018) о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии в размере 3 330 000 рублей на финансовое обеспечение части затрат по приобретению семенного материала под посев зерновых и кормовых культур.
Данное соглашение заключено в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18.01.2018 N 18 "О порядках предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие кормопроизводства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы", а также на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 07.03.2018 N 158 "Об утверждении объема бюджетных ассигнований и перечня получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по производству зерна".
Средства субсидии перечислены министерством на расчетный счет общества по платежному поручению от 23.03.2018 N 572304.
Основанием для направления истцом уведомления от 13.06.2019 N 13/И-АН-4343/08 о добровольном возврате субсидии в полном объеме послужил вывод министерства о том, что обществом нарушены условия предоставления субсидии (не достигнуты показатели результативности в части посева кормовых культур).
Ввиду отсутствия действий со стороны общества по возвращению субсидии, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что обществом не нарушены условия соглашения, целевые показатели результативности использования средств субсидии достигнуты.
Арбитражный суд округа не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов на основании следующего.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судами правильно установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 12.03.2018 субсидия предоставлена в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с приобретением семенного материала под посев зерновых и кормовых культур.
Из пункта 2.1 указанного соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (коды БК) на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2018 году в размере 3 330 000 рублей, а также в соответствии с Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1).
Объем бюджетных ассигнований и перечень получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по приобретению семенного материала под посев зерновых и кормовых культур в 2018 года предусмотрены приказом министерства от 06.03.2018 N 158 в приложении N 1 (т.1 л.д.13-17).
Суды правильно установили, что согласно приложению N 1 к указанному приказу субсидия в сумме 3 330 000 рублей выделена АО "Амгинский" для приобретения 180 тонн зерновых культур (т. 1 л.д. 15). Предоставление обществу субсидии на приобретение кормовых культур приказом от 06.03.2018 N 158 не предусмотрено.
Данный приказ издан на основании заседания комиссии по отбору получателей субсидии под посев зерновых и кормовых культур от 28.02.2018 N 49 (т.1 л.д.24-27), где также не указано, что общество подавало заявку и представляло документы на получение субсидии на засев кормовых, а не зерновых, культур. На такие обстоятельства истец при рассмотрении дела не ссылался, соответствующие доказательства не представлял.
При таких обстоятельствах суды обоснованно не усмотрели нарушений условий расходования средств субсидии применительно к пункту 4.1.4.1 соглашения от 12.03.2018 и приложению N 2 "Показатели результативности" к указанному соглашению.
Целевое расходование средств субсидии в части приобретения и посева зерновых культур на площади 1636 гектаров установлено судами, подтверждается материалами дела (сведения о сборе урожая, акт приема-передачи товара от 24.03.2018 по поставке семян, платежное поручение от 06.04.2018) и спорным не является.
Следовательно, министерство не доказало, что АО "Амгинский" не достигло показателей результативности использования субсидии в соответствии с условиями ее предоставления, определяемыми соглашением от 12.03.2018 на основании документов, оформляемых для получения субсидии по результатам публичной процедуры.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального или процессуального права, по существу сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного суд округа полагает обоснованным отказ министерству в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-8512/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Из пункта 2.1 указанного соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (коды БК) на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2018 году в размере 3 330 000 рублей, а также в соответствии с Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2020 г. N Ф02-4070/20 по делу N А58-8512/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4070/20
25.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-588/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19