город Иркутск |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А19-22920/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при участии в судебном заседании представителей Службы государственного жилищного надзора Иркутской области - Степановой И.С. (доверенность от 09.01.2020, диплом, удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" - Кац В.А. (доверенность от 20.07.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года по делу N А19-22920/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) о признании незаконным и отмене постановления N 1-237/18 от 19.09.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года, заявленные требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Служба обратилась с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты приняты при неполно выясненных обстоятельствах и основаны на неправильном применении норм материального права; считает, что в силу положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО "Иркутскэнерго" обязано оснастить многоквартирный дом общедомовым прибором учета; у общества с ограниченной ответственностью "ЭкспрессКомплекс+" (далее - ООО "ЭкспрессКомплекс+") отсутствует обязанность по обслуживанию общедомового прибора учета; собственники помещений в многоквартирном доме обращались в адрес ПАО "Иркутскэнерго" с требованием о вводе текущего прибора учета в эксплуатацию либо его замене; при вынесении оспариваемого обществом постановления административный орган не был проинформирован о снятии прибора учета для поверки.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Иркутскэнерго" выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В судебном заседании представитель Службы доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель общества против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.06.2018 Службой в отношении ПАО "Иркутскэнерго" проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки административный орган пришел к выводу о нарушении ПАО "Иркутскэнерго" требований действующего законодательства в сфере энергоснабжения, выраженного в необоснованном отказе от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 30, по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 89 квартал, д. 30.
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 0187 от 20.08.2018. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 1-237/18 от 19.09.2018, согласно которому ПАО "Иркутскэнерго" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности административным органом в действиях (бездействии) ПАО "Иркутскэнерго" состава вменяемого административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общедомовые приборы учета тепловой энергии входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к" пункта 11 Правил N 491).
Согласно подпункту "а" пункта 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2.3 статьи 161, статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, организация, оказывающая услуги по содержанию общего имущества, несут ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Порядок ввода ОДПУ тепловой энергии установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Согласно пунктам 62, 63 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией созданной владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункты 64, 65 Правил N 1034).
Судами установлено и из материалов дела следует, что от собственников многоквартирного дома в адрес ПАО "Иркутскэнерго" направлено письмо от 24.01.2018, в котором собственники помещений просят оснастить многоквартирный дом прибором учета используемой тепловой энергии либо дать мотивированный отказ.
В ответ на указанное обращение ПАО "Иркутскэнерго" сообщило, что в данном многоквартирном доме прибор учета тепловой энергии установлен, однако не был предъявлен обслуживающей организацией для постановки на коммерческий учет. В связи с чем общество предложило для постановки прибора на учет представить в ПАО "Иркутскэнерго" соответствующий пакет документов.
ООО "ЭкспрессКомплекс+" 20.04.2018 обратилось в ПАО "Иркутскэнерго" с заявлением о проведении обследования ОДПУ с целью определения его пригодности.
ПАО "Иркутскэнерго" письмом от 22.05.2018 сообщило, что ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя, установленный в многоквартирном доме, является общим имуществом собственников многоквартирного дома, в связи с чем предложил ООО "ЭкспрессКомплекс+" как организации, обслуживающей общее имущество многоквартирного дома, самостоятельно провести диагностику прибора учета, после чего предъявить его в ПАО "Иркутскэнерго" для постановки на учет.
Как верно отмечено судами, в материалы дела не представлены доказательства о том, что собственники многоквартирного дома либо обслуживающая общее имущество организация обращались в ПАО "Иркутскэнерго" о заключении договора или в соответствии с Правилами N 1034 о вводе имеющегося в многоквартирном доме прибора учета в эксплуатацию с приложением необходимого пакета документов, предусмотренного пунктом 64 названных Правил и испрашиваемых обществом в письме от 26.02.2018, а общество отказало во вводе в эксплуатацию ОДПУ.
С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств уклонения или отказа ПАО "Иркутскэнерго" от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета.
Довод Службы о наличии у ПАО "Иркутскэнерго" в силу статьи 13 Закона об энергосбережении прямой обязанности по оснащению многоквартирного дома прибором учета и его эксплуатации с отнесением понесенных расходов на собственников помещений, является несостоятельным, учитывая, что прибор учета был установлен, а в соответствии с указанной нормой обязанность по устранению нарушения и обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета сохраняется и за собственниками помещений многоквартирного дома.
Кроме того, судами установлено, что вывод административного органа об уклонении ПАО "Иркутскэнерго" от ввода в эксплуатацию ОДПУ, отраженный в протоколе об административном правонарушении от 20.08.2018 и постановлении от 19.09.2018, сделан без учета отсутствия возможности ввести прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию, принимая во внимание, что прибор учета был снят 26.07.2018 и направлен на государственную поверку организацией, обслуживающей многоквартирный дом.
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно и правомерно пришли к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) ПАО "Иркутскэнерго" состава вменяемого правонарушения, в связи с чем признали оспариваемое постановление незаконным в силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года по делу N А19-22920/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворенияА19-22920/2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отмечено судами, в материалы дела не представлены доказательства о том, что собственники многоквартирного дома либо обслуживающая общее имущество организация обращались в ПАО "Иркутскэнерго" о заключении договора или в соответствии с Правилами N 1034 о вводе имеющегося в многоквартирном доме прибора учета в эксплуатацию с приложением необходимого пакета документов, предусмотренного пунктом 64 названных Правил и испрашиваемых обществом в письме от 26.02.2018, а общество отказало во вводе в эксплуатацию ОДПУ.
...
Довод Службы о наличии у ПАО "Иркутскэнерго" в силу статьи 13 Закона об энергосбережении прямой обязанности по оснащению многоквартирного дома прибором учета и его эксплуатации с отнесением понесенных расходов на собственников помещений, является несостоятельным, учитывая, что прибор учета был установлен, а в соответствии с указанной нормой обязанность по устранению нарушения и обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета сохраняется и за собственниками помещений многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф02-3473/20 по делу N А19-22920/2018