город Иркутск |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А33-38055/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздин В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ужунжул" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 февраля 2020 года по делу N А33-38055/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ужунжул" (ОГРН 1071901004746, ИНН 1901081141, далее - ООО "Ужунжул", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1062466156917, ИНН 2466146143, правопреемник Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, далее - Росприроднадзор) о признании недействительным предписания N Н-331-в от 30.09.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Ужунжул" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на не применение судами пункта 14 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением МПР РФ от 05.07.1999 N 83-р; ссылается на то, что условия пользования недрами предполагают проведение разведки в два этапа - поиск и оценка, разведочные работы; этап поисковых и оценочных работ не завершен в связи с чем приступить к подготовке проекта и работам по следующему этапу "Разведка месторождения" заявитель не может; обязанность представления материалов по результатам разводочных работ не возникла, нарушение недропользователем пункта 4.1.4 условий пользования недрами отсутствует. Также заявитель кассационной жалобы указывает, что условия пользования недрами не устанавливают сроки подготовки проектов по поиску и оценке, разведке месторождения, полагает предписание в части установленного срока устранения нарушения - 01.08.2020 неисполнимым, противоречит сроку завершения поисковых и оценочных работ - IV квартал 2023 года.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Ужунжул" имеет лицензию АБН 00488 БР на право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи рудного золота Ужунжульской группы проявлений в Аскизском районе Республики Хакасия, Базинское участковое лесничество (предоставлена в порядке переоформления лицензии АБН 00437 БР, ранее предоставленной ООО "Тардан Голд").
На основании приказа Управления по недропользованию по Республике Хакасия N 39 от 08.04.2011, дополнением N 1 от 13.04.2011 в лицензию АБН 00488 БР внесены изменения в части изменения сроков выполнения пунктов соглашения.
Протоколом Комиссии Центрсибнедра по Республике Хакасия N 8 от 17.11.2014 принято решение о внесении изменений и дополнений в лицензию, дополнением N 2 к лицензии, зарегистрированным Хакаснедра 24.11.2014 за N 486/АБН 00488 БР, внесены очередные изменения в пункты соглашения.
В 2015 году лицензия АБН 00488 БР была актуализирована (регистрация от 24.11.2015). Все ранее оформленные приложения и дополнения к лицензии АБН 00488 БР (за исключением действующих горноотводных актов) отменены, действительными стали изменения к лицензии АБН 00488 БР (приложение к лицензии АБН 00488 БР).
По указанной лицензии был подготовлен проект на проведение поисковых и оценочных работ на рудное золото на Ужунжульской группе проявлений, который прошел геологическую экспертизу (экспертное заключение N 074/2007 от 17.07.2007) и согласован Хакаснедра протоколом НТС N 12 от 12.10.2007, предусматривающий сроки выполнения работ и срок предоставления отчета и сдача его в фонды (март 2011 года).
Согласно разработанному ООО "Ужунжул" дополнению к проекту (экспертное заключение N 003-02-09/2017 от 25.01.2017), сроки проведения работ определены: начало - 1 квартал 2007 года, окончание - 4 квартал 2017 года, предоставление отчета в ТЗК Хакаснедра - 4 квартал 2017 года.
ООО "Ужунжул" в Территориальную комиссию по запасам полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу г. Красноярска 03.11.2017 представлены материалы отчета "Поисковые и оценочные работы на рудное золото на Ужунжульской группе проявлений (восточная часть Немир-азыгольского рудного поля)" (отчет с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2017).
Решение комиссии изложено в протоколе N 1524 от 18.12.2017, неотъемлемой частью которого является заключение государственной экспертизы: содержание, качество материалов отчета с подсчетом запасов не соответствует требованиям нормативных документов; решено воздержаться от утверждения запасов золота в границах лицензии в связи с недоизученностью рудных тел, отсутствием надлежащих материалов подсчета; недропользователю рекомендовано выполнить геологическое изучение, устранить замечания; после завершения работ подготовить и представить отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу.
На основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия N 331-в от 27.08.2019, N 347-в от 12.09.2019 (вынесенных с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева N АГ-П9-4932 (ДСП) от 17.06.2019), в отношении ООО "Ужунжул" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ужунжул" в 2017 году были предоставлены в Департамент подготовленные в неустановленном порядке материалы отчета с подсчетом запасов полезных ископаемых, а именно не соответствующие требованиям нормативных документов; однако проектная документация на геологическое доизучение, в соответствии с указаниями комиссии ТКЗ не разработана и материалы на повторную государственную экспертизу запасов полезных ископаемых обществом не представлены, чем нарушены требования пункта 4.1.4 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии АБН 00488 БР), пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Результаты проверки отражены в акте N Н-331-в от 30.09.2019.
ООО "Ужунжул" выдано предписание N Н-331-в от 30.09.2019 об устранении выявленного нарушения в срок до 01.08.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из законности оспариваемого предписания, отсутствия нарушения им прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Как установлено судами, ООО "Ужунжул" имеет лицензию на право пользования недрами, неотъемлемой частью которой является приложение N 1 условия пользования недрами. Установленный вид пользования недрами: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых.
Пунктом 4.1.4 условий пользования недрами определен срок представления подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом о недрах - не позднее 6 месяцев после завершения разведки.
Из материалов дела следует, что несоблюдение именно пункта 4.1.4 условий пользования недрами указано в акте проверки и предписании в качестве допущенного недропользователем нарушения.
Суды, признавая законным предписание Росприроднадзора, пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается нарушение недропользователем пункта 4.1.4 условий пользования недрами, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, поскольку в 2017 году не были представлены подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (представленный отчет с подсчетом запасов не соответствовал установленным требованиям) и на момент проведения Росприроднадзором в сентябре 2019 года проверки данные нарушения не были устранены.
При этом суды исходили из того, что срок представления материалов на экспертизу установлен условиями лицензии и составляет 6 месяцев после завершения разведки; срок окончания работ определен проектом - 4 квартал 2017 года. Также суды указали, что лицензией не предусмотрено выделение этапов геологоразведочных работ отдельно по поиску и оценке месторождений, и по разведке месторождений, в связи с этим отклонили довод заявителя о том, что не был завершен этап поисковых и оценочных работ.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 36.1 Закона о недрах работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Пунктом 4 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 352, выделены следующие типы проектной документации, в том числе: проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений; проектная документация на проведение работ по разведке (доразведке) месторождений.
Согласно лицензии, выданной заявителю, ее условия предусматривают подготовку и утверждение проектной документации как по геологическому изучению недр (поискам и оценке месторождений полезных ископаемых) так и на проведение работ по разведке месторождений. Объемы и сроки проведения работ определяются каждым из утвержденных в установленном порядке проектом (пункты 5.1, 5.2 условий пользования недрами). По каждому виду работ предусмотрено предоставление материалов на государственную экспертизу.
При этом сроки проведения разведочных работ, установленные проектом работ по разведке месторождений, влияют на сроки предоставления материалов по результатам таких работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, которые составляют 6 месяцев после завершения разведки (пункт 4.1.4 условий пользования недрами). Тогда как сроки предоставления материалов по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых согласно пункту 4.1.2 условий пользования недрами не установлены.
Поскольку определяющим для представления материалов на государственную экспертизу в соответствии с пунктом 4.1.4 условий пользования недрами является вид работ по лицензии - разведочные работы, то в данном случае существенное значение для правильного рассмотрения дела имели вопросы о виде выполненных обществом работ согласно проектной документации по состоянию на 4 квартал 2017 года, по результатам которых недропользователем были представлены в ноябре 2017 года материалы на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Суды, указывая на допущенные обществом нарушения, положения лицензии, предусматривающие разработку и утверждение самостоятельных проектов по каждому виду работ и предоставление на государственную экспертизу материалов по результатам каждого вида работ, не были учтены, а вывод о непредставлении обществом на экспертизу материалов отчета с подсчетом запасов полезных ископаемых по результатам разведочных работ сделан судами по неисследованным и неполным материалам дела.
Суды, ограничившись лишь указанием на отсутствие раздельных этапов геологоразведочных работ по лицензии, не исследовали в полном объеме доводы общества о предоставлении материалов на экспертизу в 2017 году (представленный отчет с подсчетом запасов не соответствовал установленным требованиям) на основании проектной документации "Поисковые и оценочные работы на рудное золото на Ужунжульской группе проявлений (восточная часть Немир-азыгольского рудного поля)". Указанной проектной документации и фактически выполненному обществом виду работ по ней по состоянию на 4 квартал 2017 года, по результатам которых были представлены материалы на государственную экспертизу, оценка не дана.
При этом, судами не устанавливалось наличие подготовленного и утвержденного проекта на проведение работ по разведке месторождений, проведение по нему работ, соответственно наступление обязанности по представлению материалов на государственную экспертизу. Выводов по указанному кругу вопросов в судебных актах не имеется.
Без установления указанных обстоятельств вывод судов о доказанности нарушения обществом пункта 4.1.4 условий пользования недрами, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, является необоснованным и преждевременным.
Поскольку вышеназванное могло привести к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что вышеуказанные фактические обстоятельства не были надлежащим образом исследованы судами, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Красноярского края следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое предписание на соответствие действующему законодательству, распределить судебные расходы за кассационное рассмотрение дела, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 февраля 2020 года по делу N А33-38055/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 36.1 Закона о недрах работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Пунктом 4 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 352, выделены следующие типы проектной документации, в том числе: проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений; проектная документация на проведение работ по разведке (доразведке) месторождений.
...
Без установления указанных обстоятельств вывод судов о доказанности нарушения обществом пункта 4.1.4 условий пользования недрами, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, является необоснованным и преждевременным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф02-3414/20 по делу N А33-38055/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7144/20
16.11.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-38055/19
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3414/20
16.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1692/20
03.02.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-38055/19