город Иркутск |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А19-622/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" - Высоцкой Н.Ф. (доверенность от 08.10.2019, удостоверение адвоката), а также Территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области - Цяцька Н.А. (доверенность от 13.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2020 года по делу N А19-622/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области (далее - административный орган, Росздравнадзор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" (ОГРН 1133850049190, ИНН 3812152468, далее - общество, ООО "Ривьера") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года (в редакции определения об исправлении опечатки от 09 июля 2020 года), требования удовлетворены. ООО "Ривьера" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Росздравнадзор при приведении внеплановой проверки исполнения предписания от 30.08.2019 N 289 вышел за пределы проверки и установил нарушения, не связанные предметом проверки. При проведении такой проверки деяния ООО "Ривьера" в любом случае не могли быть квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судами не дано надлежащей оценки доводам общества об отсутствии в деле доказательств надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 30.12.2019. При этом доказательства уклонения ООО "Ривьера" от получения корреспонденции в материалах дела отсутствуют.
Как указано в кассационной жалобе, акт проверки не подписан одним из должностных лиц, назначенных для проведения проверки - Бутыриной А.И.
Кроме того, имеющиеся в деле доказательства не подтверждают исследование должностными лицами Росздравнадзора журналов предметно-количественного учета; дополнительные доказательства административного органа в обоснование выявленных нарушений не могли быть приняты судом; в процессуальных документах Росздравнадзор не указал доказательства, на основании которых пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения; судебные акты приняты без учета сроков, установленных статьей 4.5. КоАП Российской Федерации; сведения и документы других лиц о поставке медицинских препаратов обществу не позволяют идентифицировать конкретные партии, а также даты их оприходования покупателем.
Также ООО "Ривьера" указывает на отсутствие в его действиях признаков грубого нарушения лицензионных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель административного органа просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя административного органа от 26.11.2019 N 01-08Пр-396/19 его должностными лицами в период с 18.12.2019 по 27.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу исполнения предписания от 30.08.2019 N 289.
Проверка проводилась в аптечных пунктах, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Профсоюзная, 12; Иркутская область, г. Иркутск, ул. Театральная, 9.
Росздравнадзор в ходе проверки исполнения предписания установил нарушения, выразившиеся в неисполнении выданного ранее предписания, и обнаружил факты грубого нарушения лицензионной деятельности, не указанные в предписании (далее - нарушения лицензионной деятельности).
В качестве нарушений лицензионной деятельности, не подлежащих квалификации как неисполнение предписания от 30.08.2019 N 289, выявлено отсутствие регистрации обществом в журнале предметно-количественного учета (далее - ПКУ) прихода лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ, от ЗАО фирма ЦВ "Протек" (филиал "Протоек-27"), АО НПК "Катрен" (филиала в городе Иркутске), ООО "Компания Агроресурсы", а также отсутствие расходных документов (бланков рецептов), необходимых для отпуска лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ (подпункт "г" пункта 5 и пункт 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании), пункты 4, 14, 23 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н, положения Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.12.2019 и протоколе об административном правонарушении от 30.12.2019.
Росздравнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Ривьера" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Диспозиция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Как установлено судами, ООО "Ривьера" обладает лицензией на осуществление фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В силу подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании, лицензиат - аптечная организация должен осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения с соблюдением, в частности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих ПКУ, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н утвержден Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (в том числе содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества).
Пунктами 4, 14, 15 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н, определены лекарственные средства, подлежащие ПКУ и отпускаемые исключительно по рецептурным бланкам установленных форм, а также сроки хранения рецептов у субъектов розничной торговли и порядок их регистрации.
Согласно подпункту "м" пункта 5 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н, в состав документов субъекта розничной торговли по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими включен журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих ПКУ (далее - журнал).
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих ПКУ, и порядок ведения журнала утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н, и предполагают его систематическое заполнение на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственными средствами.
На основании указанного правового регулирования суд округа полагает обоснованным и соответствующим материалам дела вывод судов о доказанности вменяемых нарушений, установленных и зафиксированных в акте внеплановой проверки на основании данных об остатках лекарственных средств, а также путем сравнения остатков в журнале ПКУ и фактическим наличием лекарственных препаратов в помещении хранения.
Позиция судов согласуется с поступившими административному органу от контрагентов общества документами о реализации лекарственных средств, в которых имеются отметки ООО "Ривьера" о получении лекарственных препаратов. Соответствующая информация указана в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Первичные документы исследованы судом первой инстанции с отражением в решении от 27 марта 2020 года их правовой оценки.
Квалификация рассматриваемых правонарушений по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, исходя из представленных по делу доказательств и установленных судами обстоятельств, является правильной.
Суд округа на основании установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств соглашается с позицией судов, что в ходе проверки исполнения ранее выданного предписания Росздравнадзор вправе был в рассматриваемом случае возбудить производство по делу об административном правонарушении в связи с его непосредственным обнаружением в ходе законного мероприятия государственного контроля.
По вопросу извещения ООО "Ривьера" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суды правильно применили статью 25.15 КоАП РФ, статью 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и, установив, что административный орган принял все необходимые меры для извещения общества по месту его нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, в то время как лицензиат не обеспечил получение направляемой ему корреспонденции и о наличии другого почтового адреса не сообщил, и пришли к законному выводу о соблюдении процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Позиция судов по указанному выше вопросу согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Также суды, исходя из положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обоснованно не усмотрели нарушения, влияющего на результат рассмотрения дела, в том, что одно из указанных в приказе о внеплановой проверке должностных лиц фактически участия в ее проведении не принимало и поэтому акт проверки не подписывало.
Как верно указал суды двух инстанций, рассматриваемые нарушения носят длящийся характер и считаются установленными в день составления акта проверки от 27.12.2019. Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае соблюден.
Размер административного штрафа определен обществу с учетом требований частей 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах установленного размера санкции.
Исследование и оценка доказательств, представленных сторонами, осуществлены судами по правилам глав 7, 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2020 года по делу N А19-622/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция судов по указанному выше вопросу согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Также суды, исходя из положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обоснованно не усмотрели нарушения, влияющего на результат рассмотрения дела, в том, что одно из указанных в приказе о внеплановой проверке должностных лиц фактически участия в ее проведении не принимало и поэтому акт проверки не подписывало.
Как верно указал суды двух инстанций, рассматриваемые нарушения носят длящийся характер и считаются установленными в день составления акта проверки от 27.12.2019. Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае соблюден.
Размер административного штрафа определен обществу с учетом требований частей 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах установленного размера санкции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф02-4214/20 по делу N А19-622/2020