город Иркутск |
|
21 сентября 2020 г. |
Дело N А10-5119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Республики Бурятия Гомбоевой Т.Ц. (доверенность от 14.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2020 года по делу N А10-5119/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Улан-Удэ (ОГРН: 1020300979192, ИНН: 0323076085, г. Улан-Удэ; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН: 1020300967257, ИНН: 0323054892, г. Улан-Удэ; далее - министерство) о взыскании 1 099 621 рубля 80 копеек убытков, понесённых в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма гражданину-инвалиду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цыренова Жанна Валерьевна (далее - Цыренова Ж.В.), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при рассмотрении дела судами не учтено, что истец превысил норматив предоставления жилого помещения инвалиду (предоставил 2 жилых помещения вместо 1), заявленный истцом размер убытков не подтвержден надлежащими доказательствами и не отражает реальную стоимость представленного жилья (реальная стоимость должна определяться на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.09.2017 N 1257/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2017 года" (далее - приказ N 1257/пр), кадастровой стоимости).
Администрация доводы заявителя кассационной жалобы отклонила, сославшись на их несостоятельность (письменный отзыв от 21.08.2020).
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы кассационной жалобы.
Истец и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Цыренова Ж.В. является инвалидом, страдающим заболеванием (диагноз F20), попадающим под перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовал в спорный период; далее - перечень N 378).
Распоряжением администрации Железнодорожного района от 15.10.2012 N 799-р Цыренова Ж.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 10.04.2017 по гражданскому делу N 2-814/17 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Цыреновой Ж.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте города Улан-Удэ по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека.
Во исполнение решения суда администрацией Цыреновой Ж.В. предоставлены изолированные жилые помещения - 2 комнаты в коммунальных квартирах на общую стоимость 1 099 621 рубль 80 копеек (договоры социального найма жилого помещения от 29.12.2017 N 34, N 33).
Полагая, что расходы в размере 1 099 621 рубля 80 копеек, связанные с приобретением квартиры для Цыреновой Ж.В., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию за счет казны Республики Бурятия в лице министерства финансов Республики Бурятия.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Республики Бурятия в лице министерства финансов как уполномоченного лица.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец превысил норматив предоставления жилого помещения инвалиду (предоставил 2 жилых помещения вместо 1) отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предоставление Цыреновой Ж.В. - инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилых помещений общей площадью 25,8 кв.м, при норме предоставления площади жилого помещения в размере 17 кв.м общей площади на одного человека (утверждена решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 N 289-34), не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Более того, как установлено арбитражными судами, данные комнаты расположены территориально рядом друг к другу, в одной из комнат проведен ремонт; Цыренова Ж.В. согласилась на получение двух комнат вместо других предложенных администрацией жилых помещений.
Довод заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом размера убытков не принимается во внимание, как противоречащий материалам дела.
Как усматривается из материалов дела, сумма убытков определена истцом исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия - 42 621 рубль (письмо Бурятстата от 21.08.2018).
Довод министерства о необходимости определения стоимости предоставленного жилья исходя из норматива 33 346 руб/кв.м, установленного приказом N 1257/пр необоснован, поскольку из содержания пункта 1 указанного приказа следует, что установленные им показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2017 года подлежат применению для расчета размеров социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что обеспечение жильем гражданина-инвалида должно было осуществляться за счет средств бюджета Республики Бурятия, приказ N 1257/пр не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Довод министерства о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку кадастровая стоимость предназначена для целей налогообложения, определения арендной платы за земельный участок и продажи земельного участка. Следовательно, она не может быть учтена при определении суммы фактически понесенных расходов в связи с предоставлением жилья инвалиду.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2020 года по делу N А10-5119/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец превысил норматив предоставления жилого помещения инвалиду (предоставил 2 жилых помещения вместо 1) отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предоставление Цыреновой Ж.В. - инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилых помещений общей площадью 25,8 кв.м, при норме предоставления площади жилого помещения в размере 17 кв.м общей площади на одного человека (утверждена решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 N 289-34), не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
Довод министерства о необходимости определения стоимости предоставленного жилья исходя из норматива 33 346 руб/кв.м, установленного приказом N 1257/пр необоснован, поскольку из содержания пункта 1 указанного приказа следует, что установленные им показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2017 года подлежат применению для расчета размеров социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что обеспечение жильем гражданина-инвалида должно было осуществляться за счет средств бюджета Республики Бурятия, приказ N 1257/пр не подлежит применению к спорным правоотношениям."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2020 г. N Ф02-4171/20 по делу N А10-5119/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4171/20
09.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1060/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5119/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5119/19