город Иркутск |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А33-28355/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 октября 2019 года по делу N А33-28355/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - Фонд, ОПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - Управление, УФК) о признании незаконным представления от 04.06.2019 исх. N 19-24-13/3638.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 34, 269.2, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 244, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций" (далее - Порядок N 1092), ГОСТ Р 58033-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации, Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины", разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление N 64).
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 34 БК РФ, статьи 1, 6, 131, 135, 249, 289, 290 ГК РФ, статьи 1, 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядок N 1092), разъяснения, данные в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", просит решение и постановление отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, расходы по приобретению спорных помещений соответствуют принципу эффективности использования бюджетных средств, и излишними не являются.
Фонд полагает: в деле отсутствуют доказательства наличия возможности достичь лучшего результата при приобретении помещения для размещения территориального органа; объект контроля не был проинформирован о проведении контрольного мероприятия в виде визуального осмотра; о продлении срока ревизии ОПФР было проинформировано за пределами срока её проведения; вывод судов о том, что спорные площади (лестничные клетки и окололифтовое пространство в помещении N 9) относятся к общему имуществу здания, которым фактически владеют все его собственники является незаконным и необоснованным; приобретенное помещение N 9 находится в собственности Российской Федерации и закреплено за Фондом на праве оперативного управления; суды установили назначение спорных площадей, как не имеющих самостоятельного значения, без изначального предназначения для целей индивидуального использования при отсутствии соответствующих доказательств; с иском о признании права общей долевой собственности на спорные площади никто не обращался, и оснований для распространения на них режима общего имущества нет.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела судами установлено: по результатам плановой ревизии Управлением установлен факт неэффективного расходования заявителем кассационной жалобы средств Пенсионного фонда в сумме 6 101 773 рублей 24 копеек, выразившегося в приобретении помещений (лестничных клеток и окололифтового пространства) общей площадью 89,1 кв.м, не используемых для основной деятельности; Фонду выдано представление от 04.06.2019 N 19-24-13/3638 о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в денежном выражении - 6 101 773 рублей 24 копейки.
Основанием для принятия представления послужили выводы Управления о том, что: лестничные клетки и окололифтовое пространство 7 этажа, также как и всего здания, находятся в свободном доступе для всех посетителей здания (всего 12 этажей), необходимости в приобретении этих площадей не было; оплата за их содержание должна производиться пропорционально всеми собственниками помещений здания; часть средств, выделенных для размещения Фонда, направлены им на приобретение лестничных клеток и окололифтового пространства, не используемых для своей основной деятельности, в нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономии), определенного статьей 34 БК РФ.
Полагая представление незаконным, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого представления, и недоказанности Фондом факта нарушения его прав и законных интересов.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно статье 34 БК РФ одним из принципов в регулировании бюджетных отношений является принцип эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 1 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (пункт 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 1 постановления N 64, отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ.
В силу статей 289, 290 ГК РФ собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Согласно ГОСТу Р 58033-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины" коридор - помещение, являющееся средством сообщения других помещений (комнат). Клетка лестничная - пространство внутри здания или сооружения, предназначенное для размещения лестницы. Лестница - конструкция, заключающая в себе непрерывный ряд горизонтальных площадок (ступеней или лестничных площадок), которая позволяет переходить на другие уровни сооружения.
Правильно применив указанные нормы права, принимая во внимание разъяснения, данные в постановлении N 64, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства установили: по предложению Фонда о корректировке бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год правлением Фонда утверждены лимиты бюджетных обязательств на приобретение здания (помещения) площадью 920,0 кв.м. в сумме 65 000 000 рублей; по результатам аукциона Фондом приобретен в федеральную собственность с закреплением на праве оперативного управления за ОПФР объект недвижимого имущества (нежилые помещения), расположенный по адресу: г. Красноярск. Железнодорожный район, ул. Робеспьера, д. 7, этаж 7, помещение 9 (общая площадь - 949,1 кв.м) в 12-этажном здании; в целях проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, силами Фонда 17.12.2015 проведена экспертиза оказанных услуг, в заключении по результатам которой указано: объект передан в соответствии с требованиями и условиями контракта, характеристиками, указанными в кадастровом паспорте; в дату осуществления проверки предъявленного к приемке предмета государственного контракта 17.12.2015 Фондом получены сведения о фактических характеристиках приобретаемого объекта недвижимого имущества (приобретается не здание (возможность предложения которого к закупке также предусматривалась аукционной документацией), а один из этажей здания); согласно выкопировке 7 этажа приобретаемое помещение 9 общей площадью 949,1 кв.м включает в себя также места общего пользования - лестничные клетки (17,1 кв.м. и 19 кв.м.) и окололифтовое пространство (18,6 кв.м. и 34,4 кв.м.), не используемые для основной деятельности Фонда; исходя из содержания технической документации спорные площади не могут обеспечивать непосредственно нужды в размещении его работников, как и быть приобретенными в собственность одного лица с учетом технических особенностей и назначения данных площадей; спорные площади не имеют самостоятельного значения, для целей индивидуального использования изначально не предназначались; доказательства наличия возможности выгораживания перегородками и использования под кладовые окололифтового пространства (в том числе, с точки зрения пожарной безопасности) непосредственно примыкающих к лифтовым шахтам, для складирования на них различного имущества, в деле отсутствуют; Фонд имел возможность потребовать передачи помещения 9 согласно предложению участника аукциона, но с пересчетом его стоимости пропорционально стоимости общих площадей помещения, которые в единоличную собственность Фонда поступить не могли в силу закона, однако Фонд без возражений 17.12.2015 подписал акт приема-передачи недвижимого имущества и по платежному поручению от 17.12.2015 N 469619 произвел оплату в полном объеме.
Установив данные обстоятельства, которые по существу Фондом не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта нарушения Фондом принципа эффективности использования бюджетных средств (необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономии)); о законности и обоснованности оспариваемого представления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами соблюдены.
Довод о нарушении Порядка N 1092 в части не извещения Фонда о проведенном визуальном осмотре помещения, судами рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на установленные по результатам оценки доказательств обстоятельства: проведение осмотра помещения (в настоящее время занимает УПФР в Железнодорожном районе) в присутствии заместителя начальника этого подразделения; вывод о допущенных Фондом при осуществлении закупки нарушениях судами обоснован не только результатами проведенного осмотра, но и результатами исследования и оценки технической документации на помещение 9; наличие у Фонда возможности давать свои пояснения по результатам визуального осмотра и их реализация Фондом (письмо от 19.04.2019 N КБ-3806/01-19 и возражения от 23.04.2019 N ДМ-8472/0901-19 на акт проверки); отсутствие доказательств, подтверждающих, что в ходе визуального осмотра могли быть установлены иные обстоятельства.
Оснований для иной оценки данного довода, вывода судов и обосновывающих его доказательств у суда округа не имеется.
Довод об извещении Фонда о продлении срока проведения проверки за пределами установленного срока её проведения суд округа отклоняет, как не соответствующий содержанию приказов от 06.03.2019 N 108 (срок окончания проверки - 08.04.2019), от 05.04.2019 N 155 (срок проведения проверки продлен на 4 рабочих дня); с копией приказа от 05.04.2019 N 155 заявитель ознакомлен 08.04.2019 (том 1 л.д. 113).
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный в кассационной жалобе пример судебной практики (дело N А40-174214/2017) не может быть принят во внимание судом округа, поскольку основан на иных правоотношениях (иск о признании права собственности), иных доказательствах и фактических обстоятельствах, отличных от настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 октября 2019 года по делу N А33-28355/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ГОСТу Р 58033-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины" коридор - помещение, являющееся средством сообщения других помещений (комнат). Клетка лестничная - пространство внутри здания или сооружения, предназначенное для размещения лестницы. Лестница - конструкция, заключающая в себе непрерывный ряд горизонтальных площадок (ступеней или лестничных площадок), которая позволяет переходить на другие уровни сооружения.
Правильно применив указанные нормы права, принимая во внимание разъяснения, данные в постановлении N 64, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства установили: по предложению Фонда о корректировке бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год правлением Фонда утверждены лимиты бюджетных обязательств на приобретение здания (помещения) площадью 920,0 кв.м. в сумме 65 000 000 рублей; по результатам аукциона Фондом приобретен в федеральную собственность с закреплением на праве оперативного управления за ОПФР объект недвижимого имущества (нежилые помещения), расположенный по адресу: г. Красноярск. Железнодорожный район, ул. Робеспьера, д. 7, этаж 7, помещение 9 (общая площадь - 949,1 кв.м) в 12-этажном здании; в целях проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, силами Фонда 17.12.2015 проведена экспертиза оказанных услуг, в заключении по результатам которой указано: объект передан в соответствии с требованиями и условиями контракта, характеристиками, указанными в кадастровом паспорте; в дату осуществления проверки предъявленного к приемке предмета государственного контракта 17.12.2015 Фондом получены сведения о фактических характеристиках приобретаемого объекта недвижимого имущества (приобретается не здание (возможность предложения которого к закупке также предусматривалась аукционной документацией), а один из этажей здания); согласно выкопировке 7 этажа приобретаемое помещение 9 общей площадью 949,1 кв.м включает в себя также места общего пользования - лестничные клетки (17,1 кв.м. и 19 кв.м.) и окололифтовое пространство (18,6 кв.м. и 34,4 кв.м.), не используемые для основной деятельности Фонда; исходя из содержания технической документации спорные площади не могут обеспечивать непосредственно нужды в размещении его работников, как и быть приобретенными в собственность одного лица с учетом технических особенностей и назначения данных площадей; спорные площади не имеют самостоятельного значения, для целей индивидуального использования изначально не предназначались; доказательства наличия возможности выгораживания перегородками и использования под кладовые окололифтового пространства (в том числе, с точки зрения пожарной безопасности) непосредственно примыкающих к лифтовым шахтам, для складирования на них различного имущества, в деле отсутствуют; Фонд имел возможность потребовать передачи помещения 9 согласно предложению участника аукциона, но с пересчетом его стоимости пропорционально стоимости общих площадей помещения, которые в единоличную собственность Фонда поступить не могли в силу закона, однако Фонд без возражений 17.12.2015 подписал акт приема-передачи недвижимого имущества и по платежному поручению от 17.12.2015 N 469619 произвел оплату в полном объеме.
...
Довод о нарушении Порядка N 1092 в части не извещения Фонда о проведенном визуальном осмотре помещения, судами рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на установленные по результатам оценки доказательств обстоятельства: проведение осмотра помещения (в настоящее время занимает УПФР в Железнодорожном районе) в присутствии заместителя начальника этого подразделения; вывод о допущенных Фондом при осуществлении закупки нарушениях судами обоснован не только результатами проведенного осмотра, но и результатами исследования и оценки технической документации на помещение 9; наличие у Фонда возможности давать свои пояснения по результатам визуального осмотра и их реализация Фондом (письмо от 19.04.2019 N КБ-3806/01-19 и возражения от 23.04.2019 N ДМ-8472/0901-19 на акт проверки); отсутствие доказательств, подтверждающих, что в ходе визуального осмотра могли быть установлены иные обстоятельства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2020 г. N Ф02-4277/20 по делу N А33-28355/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4277/20
08.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7840/19
25.10.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-28355/19
13.09.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-28355/19