город Иркутск |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А58-11292/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" Бурцева А.Д. (доверенность от 17.12.2019 N 92) и Егоровой В.П. (доверенность от 15.01.2020 N 13),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года по делу N А58-11292/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402054793, ИНН 1435138020, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879, далее - УФК по РС (Я), управление) о признании недействительными предписания от 23.09.2019 N 16-19-17/4759.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Домостроительный комбинат" (ИНН 1435019440, ОГРН 1021401046369, далее - АО "ДСК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2020 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, учреждение обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, выводы апелляционного суда о наличии со стороны учреждения нарушения в финансово-бюджетной сфере, нецелевого характера и нерезультативности использования бюджетных средств не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В целях исполнения соглашения N 1-ДС/17 от 14.02.2017 учреждение в соответствии с имеющимися полномочиями заключило с АО "ДСК" муниципальный контракт от 27.09.2017 N 1148, предметом которого является передача жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенных по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Воинская, 9/1 в количестве 100 жилых помещений. В соответствии с актами передачи жилых помещений, представленными в ходе проверки, условия муниципального контракта выполнены в полном объеме. Поскольку показателем результативности использования субвенций является количество передаваемых жилых помещений, а передача жилых помещений подтверждена материалами дела, нарушение учреждением пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствует.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу учреждения, из которого следует о его согласии с обжалуемым судебным актом.
АО "ДСК" представило отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с доводами кассационной жалобы.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и городским округом "Город Якутск" заключено соглашение от 14.02.2017 N 1-ДС/17 "О предоставлении в 2017 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа "город Якутск" на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилищных помещений" в редакции дополнительных соглашений: от 23.03.2017 N 1-ДС/17-доп-1, от 10.07.2017 N 1-ДС/17-доп-З, от 22.11.2017 N 1-ДС/17-доп-20) (далее - соглашение).
На основании результатов проведения муниципальной закупки путем проведения электронных аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "Контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" учреждением в 2017 году осуществлялись расходы по заключенным в целях их реализации муниципальным контрактам.
Между учреждением и АО "ДСК" заключен муниципальный контракт от 27.09.2017 N 0116300000117001148 на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом дополнительных соглашений от 12.02.2018 б/н, N 2 от 10.04.2018, от 11.05.2018 N 3) на сумму 215 959 969 рублей 50 копеек.
В соответствии с условиями данного контракта АО "ДСК" обязалось в предусмотренный контрактом срок построить недвижимое имущество и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости передать учреждению, а учреждение обязалось оплатить третьему лицу обусловленную контрактом стоимость объекта и принять объект (пункт 1.1.).
Объектами долевого строительства определены жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные по адресу: г. Якутск, Автодорожный округ, квартал ДСК 15 ул. Воинская, 9/1.
Цена контракта была определена в размере 215 959 969 рублей 50 копеек за общую площадь передаваемых объектов долевого строительства (пункт 2.1 контракта).
Третье лицо обязалось обеспечить строительно-монтажные работы по строительству объекта и ввести его в эксплуатацию в срок до 31.12.2018 (пункт 4.1.1. контракта) и использовать денежные средства полученные от заявителя по целевому назначению - строительство объекта недвижимости.
12.02.2018 между учреждением и третьим лицом было подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 27.09.2017, согласно которому редакция пункта 2.1 контракта была изменена путем добавления абзаца следующего содержания: цена контракта определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объектов долевого строительства в размере 183 566 015,5 рублей и суммы на оплату услуг застройщика в размере 32 393 954 рублей (НДС не облагается).
Оплата контракта учреждением произведена в сумме 215 959 969 рублей 50 копеек.
УФК по РС (Я) в отношении учреждения проведена выездная проверка по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" за период 2017-2018 годы.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 муниципального контракта на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 27.09.2017 N 0116300000117001148.
Финансовый орган пришел к выводу, что учреждением произведена оплата услуг АО "ДСК" на сумму 32 393 954 рубля в отсутствие подтверждающих документов, в связи с чем учреждением был нарушен принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств в указанной сумме, из которых 10 904 711 рублей 95 копеек являлись средствами федерального бюджета.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 05.08.2019 и выдано предписание от 23.09.2019 N 16-19-17/4759, согласно которому на учреждение возложена обязанность по принятию мер по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации путем перечисления использованных с нарушением средств субвенции в размере 10 904 711 рублей 95 копеек.
Полагая, что предписание нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что управление не доказало наличие со стороны учреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере, нецелевого характера и нерезультативности использования бюджетных средств.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд исходил из того обстоятельства, что учреждением произведена оплата услуг АО "ДСК" в спорной сумме в отсутствие подтверждающих документов,
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акты законным и обоснованным, исходя из следующего.
Апелляционный суд обоснованно руководствовался положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 34, 69.1, 79, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 743, частью 1 статьи 711, статьями 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, определено, что объектами контроля в финансово-бюджетной сфере выступают федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 34 данного Кодекса, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) договор участия в долевом строительстве должен содержать условие о цене договора, то есть о размере денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства.
В части 1 статьи 18 Закона N 214-ФЗ установлены цели использования застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору. При этом частью 2 настоящей статьи установлено, что в случае, если цена договора определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика, предусмотренные частью 1 настоящей статьи ограничения в части расходования денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства по договору, относятся только к денежным средствам на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства. Денежные средства участника долевого строительства, уплаченные по договору в счет оплаты услуг застройщика, расходуются застройщиком по своему усмотрению.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом вышеизложенного, исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что согласно предоставленным справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов приемки выполненных работ по форме КС-2 на общую сумму 215 938 609 рублей, учреждением произведено возмещение затрат на строительство (создание) объектов долевого строительства.
При этом оплата услуг АО "ДСК" в сумме 32 393 954 рубля произведена учреждением по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" как возмещение затрат по договору на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам.
Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", действующих в период спорных правоотношений, установлено, что на подстатью КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Между тем в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 муниципального контракта от 27.09.2017 N 1148 учреждением произведена оплата услуг АО "ДСК" в сумме 32 393 954 рубля в отсутствие подтверждающих документов, в связи с чем учреждением допущено нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Доказательств обратного учреждением в материалы дела не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не обладает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года по делу N А58-11292/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", действующих в период спорных правоотношений, установлено, что на подстатью КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Между тем в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 муниципального контракта от 27.09.2017 N 1148 учреждением произведена оплата услуг АО "ДСК" в сумме 32 393 954 рубля в отсутствие подтверждающих документов, в связи с чем учреждением допущено нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2020 г. N Ф02-3995/20 по делу N А58-11292/2019