город Иркутск |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А19-30491/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Алехинского сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года по делу N А19-30491/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрации Алехинского сельского поселения (ОГРН 1053820016326, ИНН 3820010259, далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080, далее - административный орган) от 09.12.2019 N 200/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 10, 17, 21, 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федеральные законы: от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ); от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130).
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 21, 50.7, 53.1, 83, 84, 111 ЛК РФ), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в полномочия Администрации не входит осуществление мер пожарной безопасности на лесных участках (вырубка леса), прилегающих к деревне Средний Булай, поскольку эти лесные участки не находятся в муниципальной собственности Алехинского сельского поселения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Алехинского муниципального образования (деревня Средний Булай), Администрации выдано предписание от 09.12.2019 N 200/1/1 об устранении в срок до 01.12.2020 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки.
Администрация, полагая, что предписание вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из законности и обоснованности предписания административного органа.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в части 1 статьи 19 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) в силу пункта 4.14 СП 4.13130 (в редакции от 18.07.2013) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Из смысла и содержания статей 10, 17, 21, 102-109 ЛК РФ следует, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на осуществление рубок в защитных лесах, такой запрет имеет место только на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
Правильно применив указанные нормы права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, суды, установили: администрация Алехинского сельского поселения является субъектом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе в границах деревни Средний Булай; проверкой выявлено отсутствие противопожарного расстояния от границ застройки деревни Средний Булай с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 метров; доказательств того, что участки, на которых должны быть обеспечены противопожарные расстояния, относятся к лесным участкам, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, в деле отсутствуют; доказательства принятия Администрацией всех необходимых мер для исполнения оспариваемого предписания в деле отсутствует.
Арбитражными судами также установлено: в оспариваемом предписании на Администрацию не возлагается обязанность производить рубку леса, а указано на необходимость устранения нарушения, выразившегося в неразработке мер пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств; отсутствие конкретных указаний не является препятствием для исполнения предписания; конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленного нарушения, и способ исполнения Администрация вправе определить самостоятельно.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам о: наличии у Администрации обязанности по разработке мер пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств, законности и обоснованности оспариваемого предписания и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не нарушены.
Неправильного применения норм материального права, в том числе статей 21, 50.7, 53.1, 83, 84, 111 ЛК РФ, к установленным по настоящему делу обстоятельствам суд округа не усматривает.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение указанных норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года по делу N А19-30491/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в части 1 статьи 19 Закона N 69-ФЗ.
...
Из смысла и содержания статей 10, 17, 21, 102-109 ЛК РФ следует, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на осуществление рубок в защитных лесах, такой запрет имеет место только на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
...
Неправильного применения норм материального права, в том числе статей 21, 50.7, 53.1, 83, 84, 111 ЛК РФ, к установленным по настоящему делу обстоятельствам суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2020 г. N Ф02-5234/20 по делу N А19-30491/2019