город Иркутск |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А19-623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Кубарского А.С. (доверенность от 22.10.2019, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Черновой Л.О. (доверенность от 10.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2020 года по делу N А19-623/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 31.12.2019 N 038/692/19 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1234/2019 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бормотов Александр Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 2.1, 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения ввиду отсутствия нарушения Правил технологического присоединения и совершения всех зависящих от него действий для исполнения своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, а именно: мероприятия по строительству ВЛ-0,4 кВ включены в техническое решение N 149/18-ВЭС, утверждённое 08.07.2019, переданное в ПТО 08.07.2019 и в ОКС 30.07.2019; 02.09.2019 установлено отсутствие на земельном участке заявителя строений и объектов для присоединения к электрической сети; 27.02.2018 подготовлена схема размещения объектов электросетевого хозяйства и передана в отдел капитального строительства и в ГЗИО ОКС ОАО "ИЭСК"; подготовка сметы и дальнейшей документации для проведения закупки по выбору подрядчика; с 26.04.2018 по 26.04.2018 проведение закупочных процедур; подготовка проекта договора, его согласование и подписание договора от 23.05.2018 N 64-ВЭС-2018 с ООО "Кадастр"; 30.05.2018 направление схемы размещения объектов электросетевого хозяйства для согласования со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и получение согласования 28.06.2018; 14.06.2018 подготовлено решение о разработке проекта планировки и проекта межевания; разработка проекта планировки и проекта межевания; 22.10.2018 проект планировки и проект межевания направлен в МО Хомутово; 13.02.2018 - постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания МО Хомутово; в то время как ООО "Кадастр" разрабатывало и утверждало ПП и ПМ, Министерство обороны Российской Федерации формирует и ставит на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 38:06:100902:5341 по полосе на период строительства ВЛ, в связи с чем в настоящее время право общества на этот участок отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Бормотов А.А. своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители ОАО "ИЭСК" и Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы обращения Бормотова А.А. о совершении ОАО "ИЭСК" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору от 17.07.2018 N 1712/18-ВЭС.
В ходе административного расследования антимонопольным органом установлено, что Бормотов А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Иркутский район, кадастровый номер 38:06:100902:1722, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2014.
17.07.2018 между Бормотовым А.А. и филиалом ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 1712/18-ВЭС. В приложении к договору стороны согласовали Технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон, в частности, предусмотрены реконструкция объектов электросетевого хозяйства, строительство сетевой организацией ВЛ 0,4-10 кВ с КТП 10/0,4 кВ. Срок действия технических условий составляет 2 года с момента заключения договора (пункт 4 договора, пункт 12 Технических условий). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения данного договора.
Поскольку в срок, установленный договором, то есть до 17.07.2019, общество не исполнило принятые на себя обязательства согласно условиям договора и техническим условиям, антимонопольный орган по факту нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения составил в отношении ОАО "ИЭСК" протокол от 20.09.2019 N 038/243/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом повторности совершения административного правонарушения).
Постановлением Иркутского УФАС России от 31.12.2019 N 038/692/19 ОАО "ИЭСК" признано нарушившим часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Исходя из положений пункта 16.3 Правил технологического присоединения N 861, урегулирование вопросов технологического присоединения абонента с третьими лицами отнесено к обязательствам сетевой организации.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды установили, что мероприятия по технологическому присоединению рассматриваемого объекта должны были быть выполнены ОАО "ИЭСК" не позднее 17.07.2019. Вместе с тем общество не выполнило строительство ВЛ 10/0,4 кВ с КТП 10/0,4 кВ до границ земельного участка Бормотова А.А. и не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя. Суды установили отсутствие доказательств выполнения обществом в период с даты заключения договора от 17.07.2018 N 1712/18-ВЭС до 17.07.2019 мероприятий, подтверждающих фактическое осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства Бормотова А.А.
Оценив доводы ОАО "ИЭСК", суды признали отсутствующими доказательства объективной невозможности выполнения в установленный срок технологического присоединения и невиновности в совершении правонарушения.
Доводы общества о том, что Министерство обороны Российской Федерации формирует и ставит на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 38:06:100902:5341 по полосе на период строительства ВЛ, в связи с чем в настоящее время право общества на этот участок отсутствует, также не приняты во внимание, как документально не подтвержденные. Материалы дела не свидетельствуют о наличии доказательств, подтверждающих данные доводы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
В соответствии со статьями 4.3, 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент совершения обществом административного правонарушения, оно считалось подвергнутым административному наказанию предусмотренному частью 1 статьи 9.21 Кодекса, в связи с чем его действия верно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, со ссылкой на отсутствие нарушения обществом Правил технологического присоединения и совершение всех зависящих от него действий по исполнению своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, были предметом надлежащего исследования судами двух инстанций и мотивированно отклонены, по существу данные доводы направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, а также несостоятельны в правовом отношении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2020 года по делу N А19-623/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пункта 16.3 Правил технологического присоединения N 861, урегулирование вопросов технологического присоединения абонента с третьими лицами отнесено к обязательствам сетевой организации.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии со статьями 4.3, 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент совершения обществом административного правонарушения, оно считалось подвергнутым административному наказанию предусмотренному частью 1 статьи 9.21 Кодекса, в связи с чем его действия верно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф02-5145/20 по делу N А19-623/2020