город Иркутск |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А19-17122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Авиакомпания Ангара" Новак Д.С. (доверенность от 10.01.2020, диплом), Иркутской таможни Мякошиной Ю.А. (доверенность от 29.11.2019, диплом), Колобовой С.В. (доверенность от 13.01.2020, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания Ангара" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года по делу N А19-17122/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (ОГРН 1053811073579, ИНН 3811089799, г. Иркутск; далее - АО "Авиакомпания "Ангара", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 19.06.2019 N 10607000-917/2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2020 года решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Авиакомпания "Ангара" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 29.1, 29.4, 29.6, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возвращение протокола об административном правонарушении для доработки недопустимо после вынесения определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку вынесение такого определения завершает стадию подготовки к рассмотрению дела, открывает стадию рассмотрения дела по существу и означает принятие дела для рассмотрения по существу; определением таможни от 07.05.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (в котором дело признано подготовленным для рассмотрения по существу) стадия подготовки была завершена, следовательно, после этой даты у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возвращения протокола; допущенные процессуальные нарушения нарушают права заявителя, поскольку предоставляют административному органу неограниченную возможность возвращения протокола со стадии рассмотрения для устранения недостатков.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутская таможня считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично.
При этом с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. Данное право было реализовано судом кассационной инстанции по настоящему делу.
Представители АО "Авиакомпания "Ангара" и Иркутской таможни в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.02.2019 АО "Авиакомпания "Ангара" посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в информационном сервисе ФТС России в разделе "Прием статистических форм учета перемещения товаров ТС" размещена статистическая форма учета перемещения товаров за отчетный период "август 2018 года".
По факту несвоевременного (до 12 сентября 2018 года включительно) представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров главным государственным таможенным инспектором отделения таможенной статистики Иркутской таможни в отношении общества 23.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; протокол передан на рассмотрение и.о. заместителя начальника Иркутской таможни.
07.05.2019 и.о. заместителя начальника Иркутской таможни вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019.
От общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с чем 15.05.2019 Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, новое рассмотрение дела назначено на 29.05.2019.
Также другим определением от 15 мая 2019 года продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 15.06.2019.
28.05.2019 в таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 N 10607000-0917/2019.
Определением от 28.05.2019 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела N 10607000-917/2019 возвращены главному государственному инспектору для устранения недостатков.
31.05.2019 Иркутской таможней в отношении АО "Авиакомпания "Ангара" повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 10.06.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.06.2019 в 10 часов 40 минут.
Постановлением Иркутской таможни от 19.06.2019 N 10607000-917/2019 АО "Авиакомпания "Ангара" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о нарушении таможенным органом процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении была завершена вынесением таможней 07.05.2019 определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019, следовательно, с 07.05.2019 у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возвращения протокола.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал данные выводы ошибочными, основанными на неверном применении положений главы 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав на то, что поскольку протокол был возвращен должностному лицу таможни для устранения недостатков до рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, оснований полагать о допущенных административным органом существенных нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не имеется.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспариваемого постановления таможенного органа.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Не оспаривая по существу факт несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, АО "Авиакомпания "Ангара" настаивает на нарушении таможенным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с неправомерным, по его мнению, направлением протокола об административном правонарушении для доработки, что недопустимо после вынесения определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Указывает, что поскольку вынесение такого определения завершает стадию подготовки к рассмотрению дела, это означает принятие дела для рассмотрения по существу; вынесением таможней 07.05.2019 определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, стадия подготовки была завершена, следовательно, после этой даты у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возвращения протокола.
Данные доводы были рассмотрены судами (с учетом требований части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (часть 1).
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (пункт 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются, в том числе следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 1). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица (часть 2).
Из совокупного анализа приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении происходит непосредственно в назначенные при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении день и время, указанные в определении, в сроки, предусмотренные статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в присутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.05.2019 таможенным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019.
Иркутской таможней 15.05.2019 по ходатайству директора общества в связи с необходимостью присутствия и невозможностью прибытия в назначенное время, рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на основании пункта 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, новое рассмотрение дела назначено на 29.05.2019, а также продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 15.06.2019.
28.05.2019 АО "Авиакомпания "Ангара" представило в таможню письменные возражения на протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 N 10607000-0917/2019, в которых указало, в том числе на то, что в протоколе от 23.04.2019 в качестве законного представителя общества указан Юртаев Анатолий Федорович, не являющийся директором с 01.04.2019.
Определением от 28.05.2019 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела N 10607000-917/2019 возвращены главному государственному инспектору для устранения недостатков протокола с учётом этих возражений общества в связи с ошибочным указанием в качестве законного представителя Юртаева Анатолия Федоровича, который на дату составления протокола таковым не являлся.
Пунктом 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей перечень определений и постановлений, выносимых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотрено определение об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, поскольку протокол от 23.04.2019 возвращен главному государственному инспектору для устранения недостатков 28.05.2019 до фактического рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 29.05.2019, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данных действиях таможни нарушения процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установили, что после направления протокола от 23.04.2019 для устранения недостатков протокол об административном правонарушении составлен 31.05.2019 в установленный срок; названный протокол и материалы дела получены должностным лицом, правомочным его рассматривать, 04.06.2019. Сведения о дате получения протокола и материалов дела указаны в описательной части определения о назначении времени и места рассмотрения дела.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено, дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением сроков, предусмотренных статьями 29.4, 29.6, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 31.05.2019 составлен с соблюдением всех требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в срок, установленный частью 3 статьи 28.8 Кодекса. Дело рассмотрено 19.06.2019 в присутствии защитника Булановой Д.С. Нарушений таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, которые могли бы являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможенного органа, судами не установлено.
Нарушения норм процессуального права, безусловно влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем отсутствуют предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2020 года по делу N А19-17122/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей перечень определений и постановлений, выносимых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотрено определение об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, поскольку протокол от 23.04.2019 возвращен главному государственному инспектору для устранения недостатков 28.05.2019 до фактического рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 29.05.2019, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данных действиях таможни нарушения процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено, дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением сроков, предусмотренных статьями 29.4, 29.6, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 31.05.2019 составлен с соблюдением всех требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в срок, установленный частью 3 статьи 28.8 Кодекса. Дело рассмотрено 19.06.2019 в присутствии защитника Булановой Д.С. Нарушений таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, которые могли бы являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможенного органа, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф02-5260/20 по делу N А19-17122/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5260/20
02.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
02.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7429/19
21.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
07.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6015/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17122/19