город Иркутск |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А33-7105/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Скубаева А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2020 года по делу N А33-7105/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Газпромнефть-Терминал" (ОГРН: 1125476147257, ИНН: 5406724282, г. Новосибирск, далее - АО "Газпромнефть-Терминал", ответчик), о взыскании 62 523 рублей 60 копеек платы по статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), 1 983 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.08.2019 по 31.01.2020, начиная 01.02.2020 - процентов на сумму долга 62 523 рублей 60 копеек по день погашения долга, 74 рублей 40 копеек почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением, АО "Газпромнефть-Терминал" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное истолкование судами первой и апелляционной инстанций части 11 и части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) и ссылается на неправомерность начисления ОАО "РЖД" платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших ранее срока доставки по вине перевозчика, без учета пропускной способности станции назначения и готовности ответчика к их приемке, в связи с чем они не могли быть выгружены ответчиком.
АО "Газпромнефть-Терминал" также ссылается на отсутствие его вины как грузополучателя в простое вагонов на путях общего пользования и не согласно с выводом судов о том, что ответчик не справляется с технологическими нормами оборота вагонов, прибывших в его адрес.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу возразило против ее доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами и почтовых расходов.
Согласно части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе взыскать с должника проценты за пользование чужими средствами по день уплаты суммы этих средств кредитору.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 29.05.2019 в 03-10 и 10-10 ответчик был уведомлен о готовности подачи 1 вагона и 3 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 29.05.2019 с 05-10 и 12-10 по 29.05.2019 до 22-10 зафиксирован в актах общей формы N N 681, 680, 688. В накопительной ведомости N 240701 рассчитана плата в сумме 513,0 рублей без НДС или 615,6 рублей.
02.06.2019 в 13-05 ответчик был уведомлен о готовности подачи 20 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 02.06.2019 с 15-05 по 02.06.2019 до 22-10 зафиксирован в актах общей формы N N 747, 748. В накопительной ведомости N 240702 рассчитана плата в сумме 1 540,0 рублей без НДС или 1 848,0 рублей.
02.06.2019 в 00-50 ответчик был уведомлен о готовности подачи 24 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления 14 вагонов ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 02.06.2019 с 02-50 по 02.06.2019 до 13-00, до 22-10, зафиксирован в актах общей формы N N 745, 746, 749. В накопительной ведомости NN 240703, 240704 рассчитана плата в сумме 1 966,0 рублей без НДС или 2 359,2 рублей.
02.06.2019 в 23-10 ответчик был уведомлен о готовности подачи 14 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 03.06.2019 с 01-10 по 03.06.2019 до 10-30 зафиксирован в актах общей формы N N 752, 753. В накопительной ведомости N 240705 рассчитана плата в сумме 1 526,0 рублей без НДС или 1 831,2 рублей.
03.06.2019 в 16-20 ответчик был уведомлен о готовности подачи 17 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 03.06.2019 с 18-20 по 04.06.2019 до 02-45 зафиксирован в актах общей формы N N 756, 757. В накопительной ведомости N 240706 рассчитана плата в сумме 1 606,0 рублей без НДС или 1 999,2 рублей.
04.06.2019 в 03-30 ответчик был уведомлен о готовности подачи 7 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 04.06.2019 с 05-30 по 04.06.2019 до 14-30 зафиксирован в актах общей формы N N 764, 767. В накопительной ведомости N 240707 рассчитана плата в сумме 686,0 рублей без НДС или 823,2 рублей.
04.06.2019 в 17-45 ответчик был уведомлен о готовности подачи 20 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 04.06.2019 с 19-450 по 05.06.2019 до 05-20 зафиксирован в актах общей формы N N 774, 775. В накопительной ведомости N 240708 рассчитана плата в сумме 2 180,0 рублей без НДС или 2 616,0 рублей.
11.06.2019 в 14-50 ответчик был уведомлен о готовности подачи 16 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 11.06.2019 с 16-50 по 12.06.2019 до 02-35 зафиксирован в актах общей формы N N 828, 829. В накопительной ведомости N 240709 рассчитана плата в сумме 1 744,0 рублей без НДС или 2 092,8 рублей.
12.06.2019 в 06-16 ответчик был уведомлен о готовности подачи 20 вагонов под выгрузку; 07-24 - 2 вагонов под выгрузку ив 13-30-4 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 12.06.2019 с 08-16, с 09-24 и с 15-30 по 12.06.2019 до 16-10 зафиксирован в актах общей формы N N 832, 833, 834, 835. В накопительной ведомости N 250701 рассчитана плата в сумме 1 985,0 рублей без НДС или 2 349,6 рублей.
13.06.2019 в 12-00 ответчик был уведомлен о готовности подачи 53 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 13.06.2019 с 14-00 по 14.06.2019 до 02-10, до 11-30, до 15.06.19 до 05-00, до 15-50 зафиксирован в актах общей формы N N 841, 842, 868, 869, 870. В накопительных ведомостях NN 250705, 250704, 250703, 250702 рассчитана плата в сумме 20 571,0 рублей без НДС или 24 685,2 рублей.
15.06.2019 в 17-20 ответчик был уведомлен о готовности подачи 13 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 15.06.2019 с 19-20 по 16.06.2019 до 00-50 зафиксирован в актах общей формы N N 873, 874. В накопительной ведомости N 250707 рассчитана плата в сумме 858,0 рублей без НДС или 1 029,6 рублей.
16.06.2019 в 09-20 ответчик был уведомлен о готовности подачи 3 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 16.06.2019 с 11-20 по 16.06.2019 до 19-45 зафиксирован в актах общей формы N N 877, 878. В накопительной ведомости N 250708 рассчитана плата в сумме 294,0 рублей без НДС или 352,8 рублей.
17.06.2019 в 00-30 ответчик был уведомлен о готовности подачи 12 вагонов под выгрузку и в 09-00 - 14 вагонов. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 17.06.2019 с 02-30 и с 11-00 по 17.06.2019 до 13-10 и по 18.06.19 по 10-45 зафиксирован в актах общей формы N N 884, 885, 886, 887. В накопительных ведомостях NN 250711, 250710 рассчитана плата в сумме 5 604,0 рублей без НДС или 6 724,8 рублей.
18.06.2019 в 11-30 ответчик был уведомлен о готовности подачи 9 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 18.06.2019 с 13-30 по 19.06.2019 до 01-56 зафиксирован в актах общей формы N N 898, 899. В накопительной ведомости N 250712 рассчитана плата в сумме 1 278,0 рублей без НДС или 1 533,6 рублей.
19.06.2019 в 06-50 ответчик был уведомлен о готовности подачи 11 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 19.06.2019 с 08-50 по 20.06.2019 до 11-05 зафиксирован в актах общей формы N N 905, 912. В накопительной ведомости N 250713 рассчитана плата в сумме 3 245,0 рублей без НДС или 3 894,0 рублей.
10.06.2019 в 08-40 ответчик был уведомлен о готовности подачи 16 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 20.06.2019 с 10-40 по 20.06.2019 до 11-05 зафиксирован в актах общей формы N N 913, 914. В накопительной ведомости N 250714 рассчитана плата в сумме 176,0 рублей без НДС или 2119,2 рублей.
20.06.2019 в 16-00 ответчик был уведомлен о готовности подачи 17 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 20.06.2019 с 18-00 по 21.06.2019 до 02-25 зафиксирован в актах общей формы N N 917, 918. В накопительной ведомости N 250715 рассчитана плата в сумме 1 666,0 рублей без НДС или 1 999,2 рублей.
20.06.2019 в 20-50 ответчик был уведомлен о готовности подачи 4 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 20.06.2019 с 22-50 по 21.06.2019 до 02-25 зафиксирован в актах общей формы N N 922, 923. В накопительной ведомости N 250716 рассчитана плата в сумме 176,0 рублей без НДС или 211,2 рублей.
21.06.2019 в 05-20 ответчик был уведомлен о готовности подачи 11 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 21.06.2019 с 07-20 по 21.06.2019 до 20-00 и по 22.06.19 до 02-26 зафиксирован в актах общей формы N N 921, 933, 926, 934. В накопительной ведомости NN 250717, 250718 рассчитана плата в сумме 1 826,0 рублей без НДС или 2 191,2 рублей.
24.06.2019 в 18-00 ответчик был уведомлен о готовности подачи 23 вагонов под выгрузку. По истечении двух часов с момента уведомления вагоны ответчиком не были приняты на фронты выгрузки. Факт нахождения вагонов на путях общего пользования с 24.06.2019 с 20-00 по 25.06.2019 до 19-30 зафиксирован в актах общей формы N N 944, 951. В накопительной ведомости N 250719 рассчитана плата в сумме 2 630,0 рублей без НДС или 3 156,0 рублей.
Общая сумма платы составила 62 523 рубля 60 копеек.
Акционерному обществу "Газпромнефть-Терминал" 09.10.2019 была направлена претензия N 8181/КРС ТЦФТО, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 307, 309, 310, 395, статью 39 УЖТ, Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), установив факт простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и обоснованности иска по праву и по размеру.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Данные выводы судов являются правильными, поскольку факт простоя прибывших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ответчик обязан внести плату за простой вагонов, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном истолковании судами первой и апелляционной инстанций частей 11 и 12 статьи 39 УЖТ и неправомерности взыскания с него платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших ранее срока доставки по вине перевозчика, не принимаются Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа во внимание как необоснованные в связи со следующим.
Ни в УЖТ, ни в Правилах N 245 нет такого условия, что перевозчик должен доставить груз именно в тот день, который указан в железнодорожной накладной и не раньше. Срок доставки, а именно дата, указанная в накладной является пограничной когда этот груз должен быть доставлен грузополучателю, а если груз доставлен позднее, то наступает ответственность по статье 97 УЖТ.
Суды апелляционной инстанций со ссылкой на статью 33 УЖТ правомерно отклонил указанный довод заявителя об освобождении от внесения спорной платы в связи с прибытием вагонов на станцию назначения ранее истечения срока доставки, поскольку законодательно закреплены условия, при которых доставка вагонов ранее срока, указанного в договоре или железнодорожной накладной, считается осуществленной в установленный срок, следовательно, несоблюдение данного срока не является основанием для признания действий перевозчика причиной нарушения акционерным обществом "Газпромнефть-Терминал" сроков нахождения спорных вагонов на путях общего пользования.
При этом судебные инстанции правомерно не признали указанные в актах общей формы обстоятельства простоя вагонов связанными с причинами, зависящими от истца, поскольку вагоны ответчиком не были приняты по причине занятости путей общего пользования, как указано истцом в актах, а не из-за их прибытия раннее срока доставки.
Довод АО "Газпромнефть-Терминал" об отсутствии вины в простое вагонов на путях общего пользования и о несогласии с выводом судов о том, что ответчик не справляется с технологическими нормами оборота вагонов, прибывших в его адрес, не принимается во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, поскольку по существу выражает несогласие с оценкой судами доказательств по делу и направлен на их переоценку.
При рассмотрении настоящего дела, на основании проведенного анализа памяток приемосдатчика, суд первой инстанции пришел к выводу то том, что данные памятки приемосдатчика подтверждают факт того, что ответчик не справлялся с технологическими нормами оборота вагонов, которые прибыли на станцию в адрес ответчика ранее.
Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2020 года по делу N А33-7105/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ни в УЖТ, ни в Правилах N 245 нет такого условия, что перевозчик должен доставить груз именно в тот день, который указан в железнодорожной накладной и не раньше. Срок доставки, а именно дата, указанная в накладной является пограничной когда этот груз должен быть доставлен грузополучателю, а если груз доставлен позднее, то наступает ответственность по статье 97 УЖТ.
Суды апелляционной инстанций со ссылкой на статью 33 УЖТ правомерно отклонил указанный довод заявителя об освобождении от внесения спорной платы в связи с прибытием вагонов на станцию назначения ранее истечения срока доставки, поскольку законодательно закреплены условия, при которых доставка вагонов ранее срока, указанного в договоре или железнодорожной накладной, считается осуществленной в установленный срок, следовательно, несоблюдение данного срока не является основанием для признания действий перевозчика причиной нарушения акционерным обществом "Газпромнефть-Терминал" сроков нахождения спорных вагонов на путях общего пользования."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф02-5550/20 по делу N А33-7105/2020