город Иркутск |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А19-11707/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Васиной Т.П., Качукова С.Б.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска - Сергеевой А.А. (доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2020 года по делу N А19-11707/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) о возложении обязанности принять в государственную собственность Иркутской области объекты инженерных сетей и включить их в реестр государственной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - учреждение), муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска (далее - МУП "Водоканал"), Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, спорные объекты должны находиться в собственности субъекта Российской Федерации, поскольку используются подведомственным ему учреждением и не предназначены для обслуживания населения г. Иркутска. Судами не учтено, что указанные инженерные сети возводились в составе единого имущественного комплекса со зданием учреждения здравоохранения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иркутская область является собственником объектов недвижимости (нежилые здания А, Б, тубдиспансера, конторы, прачечной, овощехранилища, противотуберкулезного диспансера, земельный участок), расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Терешковой, 59.
Указанные объекты переданы в оперативное управление учреждению.
По результатам проведенного 19.01.2017 обследования и инвентаризации имущества представителями администрации выявлены инженерные сети, предназначенные для обслуживания нежилых зданий Иркутской областной клинической туберкулезной больницы.
Письмом от 27.12.2018 администрация обратилась к министерству с предложением принять указанные сети в государственную собственность с последующим включением в реестр государственного имущества Иркутской области.
Отказ министерства в принятии указанных объектов в государственную собственность послужил основанием для обращения администрации с настоящим иском в суд.
Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды руководствовались положениями статей 8, 12, 212, 214, 218, 225, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 154-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 2, 11, абзаца 4 части 1 приложения N3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность" и исходили из отсутствия оснований для отнесения спорного объекта к государственной собственности.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 154-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу части 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1 утвержден перечень объектов относящихся к муниципальной собственности, в том числе в приложении указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к правильным выводам о том, что спорные сети водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, примыкающие к зданиям учреждения, в силу прямого указания закона относятся к объектам муниципальной собственности и потому исключается юридическая возможность их передачи в собственность субъекта Российской Федерации.
Вопреки доводам заявителя обслуживание спорными сетями объектов учреждения не свидетельствует о возникновении прав ответчика на них и не является безусловным основанием для возложения на него обязанности по содержанию таких сетей.
Ссылки на необходимость сохранения технологического единства инженерных сетей и зданий являются несостоятельными, поскольку доказательств создания спорного имущества в составе единого имущественного комплекса Иркутской областной клинической туберкулезной больницы, материалы дела не содержат.
Иные доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2020 года по делу N А19-11707/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1 утвержден перечень объектов относящихся к муниципальной собственности, в том числе в приложении указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф02-5371/20 по делу N А19-11707/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5371/20
06.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1854/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11707/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11707/19