город Иркутск |
|
18 ноября 2020 г. |
N А19-24052/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Скубаева А.И., Соколовой Л.М.,
при участии представителей от истца - Мироновой Анны Александровны (доверенность от 29.07.2019) (до перерыва), Печкина Алексея Александровича (доверенность от 29.07.2019) (после перерыва), от ответчика - Клепиковой Анастасии Валерьевны (доверенность от 05.03.2018) (до перерыва), Лифа Евгения Александровича (доверенность от 14.06.2018) (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года по делу N А19-24052/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленый Свет" (ОГРН 1133850021942, ИНН 3849029492, далее - общество "Зеленый Свет") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество "РЖД") о понуждении заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в редакции истца (в части использования локомотива владельца и локомотива перевозчика).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам спора, неправильным применением судами норм материального права (статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 1.7, 2.3, 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26)).
Податель кассационной жалобы указывает на ошибочность выводов судов о технологической возможности использования истцом своего локомотива.
Истец отклонил доводы жалобы, указав на их несостоятельность (письменные отзывы от 30.10.2020, от 17.11.2020).
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 11.11.2020, объявлялся перерыв до 18.11.2020, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
После перерыва в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель истца их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмами от 29.03.2019 N 194 и от 08.04.2019 N 205 общество "Зеленый Свет" (владелец) обратилось к обществу "РЖД" с заявлением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 8 (от знака "Граница пути необщего пользования", установленного в створе предельного столбика стрелочного перевода N 906 до ворот), исходя из эксплуатации железнодорожного пути общества "Зеленый свет", примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги, локомотивом владельца и локомотивом перевозчика - только в случае ремонта или технического обслуживания локомотива владельца.
Поскольку подписанный ответчиком проект договора в редакции истца не направлен, общество "Зеленый свет" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта, пункту 2.1 Правил N 26 отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания (ЕТП).
В данном случае судами установлено, что закрепление в договоре условия о возможности эксплуатации железнодорожного пути локомотивом владельца соответствует технологии функционирования станции Иркутск-Сортировочный и технологии функционирования железнодорожного пути необщего пользования (пункт 1.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования - составлена обществом "Зеленый свет" 04.02.2019, согласована службами ответчика с февраля по апрель 2019 года, утверждена истцом 09.04.2019).
Доказательства обратного ответчиком не представлены.
При таких конкретных обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии закону предлагаемых истцом положений договора в части эксплуатации железнодорожного пути локомотивом владельца и локомотивом перевозчика в случае ремонта или технического обслуживания локомотива владельца.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судебных инстанций не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о судебной ошибке.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2020 года по делу N А19-24052/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам спора, неправильным применением судами норм материального права (статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 1.7, 2.3, 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26)).
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта, пункту 2.1 Правил N 26 отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф02-5283/20 по делу N А19-24052/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5283/20
19.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3518/20
15.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24052/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24052/19