город Иркутск |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А58-12024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года по делу N А58-12024/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к государственному казённому учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435238811, ОГРН 1111435002194, далее - ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия), учреждение, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 528 265 рублей 06 копеек и об обязании организовать стационарное уличное освещение.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2020 года исковые требования удовлетворены частично: суд обязал ответчика обеспечить стационарное уличное освещение участка автомобильной дороги, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 года решение изменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме: суд обязал учреждение обеспечить стационарное уличное освещение спорного участка автомобильной дороги и взыскал с ответчика в пользу истца 528 265 рублей 06 копеек неосновательного обогащения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неверно указал, что учреждение противоправно уклонялось от исполнения обязанности по обеспечению освещения спорных улиц, поскольку объекты стационарного электрического освещения не закреплены за ним на праве оперативного управления.
На основании части 5 статьи 15, статей 184, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктами 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 57 от 26.12.2017 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" определение от 19 октября 2020 года о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью судьи, и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.10.2020.
Из совокупного анализа приведенных норм права следует, что размещение судебного акта на официальном сайте суда в сети "Интернет", признается направлением этого судебного акта лицам, участвующим в деле и, соответственно, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он в силу положений процессуального законодательства высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явились, администрация отзыв на жалобу не представила.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, правообладателем автомобильной дороги по улицам Ленина и Алексеева в п. Сангар Кобяйского улуса является Республика Саха (Якутия).
Данные участки автомобильной дороги 21.07.2016 переданы на праве оперативного управления ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)".
Между администрацией муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и публичным акционерным обществом "Якутскэнерго" в лице Кобяйских электрических сетей акционерное общество "Сахаэнерго" (гарантирующий поставщик) 22.02.2017, 20.02.2018, 18.03.2019 были заключены соответственно договор и муниципальные контракты энергоснабжения, согласно которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) и оказывать услуги по её передаче в точки поставки, согласованные в Приложениях N 3 и N 2 соответственно, в перечень которых входят улицы Ленина и Алексеева в п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
Электроэнергия, потребленная на освещение улиц Ленина и Алексеева за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года, администрацией полностью оплачена.
Администрация письмом исх. N 01-1265 от 08.10.2019 обратилась к учреждению с просьбой взять на обслуживание линию электроосвещения, проходящую вдоль улиц Ленина и Алексеева п. Сангар на автомобильной дороге регионального значения общего пользования "Кобяй". Учреждение в своем ответе от 10.10.2019 отказалось от принятия данной линии на обслуживание, мотивировав тем, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления.
Полагая, что поскольку обязанность по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения, включая обеспечение стационарного электрического освещения, должна быть возложена на лицо, в чьём ведении находится такая автомобильная дорога, и в связи с этим на стороне ответчика имеет место неосновательное обогащение, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что обязанность по освещению улиц Ленина и Алексеева в п. Сангар законодательно возложена на учреждение, так как региональная дорога, проходящая по данным улицам, 11.07.2016 передана в государственную собственность Республики Саха (Якутия), о чем администрация не могла не знать. Вместе с тем, на основании заключенных с ПАО "Якутскэнерго" договоров истец в добровольном порядке нес расходы на оплату уличного освещения вдоль спорных участков дороги и данные действия администрации согласуются с её обязанностью обеспечивать безопасность граждан.
Изменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик являлся законным владельцем автомобильной дороги регионального значения и лицом, обязанным нести расходы по ее содержанию, в частности, по освещению.
Суд округа считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 названного Закона автомобильная дорога как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1). В понятие элементы обустройства автомобильных дорог включены, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункт 5). Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно статье 17 этого же Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1). Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3).
Приказом Министерства транспорта России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по элементам обустройства автомобильных дорог (подпункт "к" подпункта 4 пункта 6) - поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
Судами установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что спорные участки автодороги по улицам Ленина и Алексеева в п. Сангар Кобяйского района Республки Саха (Якутия) являются частью автомобильной дороги общего пользования "Кобяй", находящейся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), и переданы ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" на праве оперативного управления.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении данных участков дороги, обеспечению безопасности дорожного движения на этих участках и их содержанию, в том числе по поддержанию в чистоте и порядке линий электроосвещения, замена вышедших из строя ламп и светильников, плате за расход электроэнергии на освещение и т.д. в силу закона возложена на ответчика.
Фактически с января 2017 года по сентябрь 2019 года содержание данных улиц в части искусственного стационарного освещения и оплате электроэнергии соответственно обеспечивала и производила администрация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Расходы администрации на обеспечение искусственного освещения составили 528 265 рублей 06 копеек.
Правильно применив названные выше нормы права, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о необходимости возложения обязанности по содержанию спорных участков дороги в части их освещения на учреждение и о возникновении на стороне последнего неосновательного обогащения, в связи с чем, обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по обеспечению освещенности спорных улиц, так как объекты стационарного электрического освещения не закреплены за ним на праве оперативного управления, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данные объекты находятся на участках автомобильной дороги, переданных ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" на праве оперативного управления, поэтому содержание этих объектов с целью обеспечения безопасности дорожного движения на спорных участках дороги в силу закона возложено именно на учреждение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного суда от 06 августа 2020 года по делу N А58-12024/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства транспорта России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по элементам обустройства автомобильных дорог (подпункт "к" подпункта 4 пункта 6) - поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф02-5713/20 по делу N А58-12024/2019